Игры, применяемые для развития щенков и молодых собак, а также для коррекции психики у взрослых собак, тренируют недостаточные механизмы мышления, определение стиля игрового общения с хозяином, приемы стабилизации психики и игрового подчинения. Во многих случаях используются
развивающие игры, помогающие закрепить определенные поведенческие программы. В процессе игры может тренироваться и совершенствоваться также и уравновешенность центральной нервной системы – это прием так называемого "переключения", основанный на смене возбуждения торможением и наоборот.
Необходимо учитывать и тот факт, что именно игры представляют собой один из наиболее естественных и эффективных механизмов формирования контакта с хозяином, особенно у собак не служебного назначения. Все
игры имеют дружелюбную и веселую эмоциональную окраску, хозяин, играя с собакой, подчеркивает это смехом, ласковым голосом и т.п. Игры возможны только при тех обстоятельствах, когда собака чувствует себя в полной безопасности – это важное условие, отвечающее нормам естественного поведения животных. Все игры усложняются очень постепенно, только после надежного освоения более простых вариантов.
В практике формирования и коррекции психики собак используются следующие группы игр.
"Ладушки" –
игра, основанная на жестах рук и прикосновениях к передним лапам собаки. Эффективность этого приема обусловлена тем, что отношение к прикосновению к передним лапам служит признаком доверия собаки к человеку. Одновременно достигается сосредоточение собаки на действиях хозяина, развитие наблюдательности по отношению к человеку. Еще одним положительным результатом применения этой игры служит дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве.
Игра применяется в двух основным вариантах. Один из них напоминает известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Хозяин похлопывает собаку по передним лапам, слегка придерживает их рукой. Собака может отдергивать лапы и даже пытаться сама касаться ими руки хозяина. Второй вариант состоит в негромких хлопках в ладоши по разные стороны от головы собаки.
Собака, оглядываясь, делает движение головой к хозяйской руке. Это начальное движение хватки поощряется, но укус хозяйской руки запрещается.
"Ладушки" используются для развития щенков начиная с полутора-двухмесячного возраста.
Развитие аналитического мышления обеспечивается применением "поисковых игр", тренирующих механизмы тонкой дифференциации и развивающих критериальный уровень СИМ. Эти игры представляют собой и прекрасные партнерские игры, эффективно развивающие отношения собаки с хозяином.
Игра "Обыск помещения" основана на соответствующем навыке розыскных собак. На полу раскладываются несколько (не более шести) кусочков лакомства, один из них дается собаке для занюхивания. При этом произносится команда "Нюхай", поощряемая словесной похвалой и повтором так же, как при выработке любого навыка ("Хорошо, молодец, нюхай!"). Затем хозяин на глазах у собаки бросает обнюханный кусочек в сторону тех, что разложены на полу. Хозяин произносит команду "Ищи". Каждый найденный кусочек служит наградой за усилия по розыску, а хозяин дополнительно хвалит собаку.
При любом затруднении хозяин помогает собаке, показывая, где может находиться кусочек. Главная задача состоит не в том, чтобы собака отыскала хитро запрятанный кусочек, а в том, чтобы она собрала все разложенные хозяином кусочки. Это способствует концентрации внимания на выполняемых действиях и удержанию внимания в течение необходимого времени. Количество кусочков меняется по воле хозяина. В конце игры, когда все кусочки собраны, хозяин дает
собаке лакомство из своей руки и щедро хвалит ее за успехи. Усложнение игры достигается за счет раскладывания кусочков на большем расстоянии друг от друга, на мебели, за предметами, под предметами и т.п.