У вас дома есть животное. Собака или кошка. Или собака и кошка сразу. Хомячок. Может быть, еще крыса. И фотоаппарат.
Казалось бы - вот и все, что нужно для отличного «зверского» портфолио. Но почему-то ничего не выходит. Собака на фотографиях получается с огромной головой и маленькими лапками под подбородком, кошка - с блюдцами вместо глаз, а хомячка трудно разглядеть в огромном пространстве кадра. И дело не в том, что вы не умеете снимать вовсе - а в том, что вы не умеете снимать животных.
А между тем в фотосъемке животных основополагающих правил не так много.
ПРАВИЛО 1. Нельзя фотографировать сверху!
Не получится ничего правдоподобного. Ракурсные кадры при съемке животных должны нести смысловую нагрузку, которую еще нужно придумать прежде, чем просто «щелкнуть» питомца сверху или снизу. Потому в бытовой съемке сложных ракурсов попросту нужно избегать. Оптимальная точка съемки - уровень глаз животного (для портрета) и уровень груди (для общего плана). Для того чтобы показать правильные пропорции тела животного вполне достаточно перед фотографированием присесть перед любимцем на корточки.
Следует заметить, что животное может отреагировать на фотоаппарат по-разному, особенно если вы уже успели несколько десятков раз поработать над портретами питомца со встроенной в фотоаппарат вспышкой «в лоб». Вспышки многие боятся, а ее неожиданное применение запоминается животному надолго. Потому не спешите фотографировать со вспышкой - попробуйте подловить модель у окна (но не против света!), лампы или другого источника света. Итак, вы достали фотоаппарат и присели перед объектом съемки. Дайте животному привыкнуть к тому, что у вас в руках что-то новое, не вызывающее беспокойства, не опасное - не нужно сразу начинать снимать. Животное с любым темпераментом через некоторое время перестанет задумываться о том, что же такое вы держите, и вернется к своим повседневным заботам. Вот теперь можно начать.
ПРАВИЛО 2. Лучше сделать один кадр вместо десяти
Нужно только успеть подумать, что вы хотите снять. Если ваш пес впервые зашел в реку и поплыл, не обязательно беспрерывно фотографировать до тех пор, пока он не вылезет на берег - иначе вы рискуете получить сильное разочарование при просмотре результата съемки, когда увидите сто практически одинаковых кадров
морды, торчащей из воды.
Если ваша кошка решила поиграть с мячиком и начала гонять его по полу -притаитесь, подготовьтесь и поймайте ее в кадр в момент азарта, вместо того, чтобы бегать за животным по всей квартире, не выключая режим «серии» в фотоаппарате - ничего путного не выйдет, разве что желание играть у кошки отключится на ближайшую пару дней.
Итак, прежде чем сделать любой кадр, подумайте, что вы хотите увидеть в результате
ПРАВИЛО 3. Не используйте встроенную в фотоаппарат вспышку, особенно в условиях квартиры
Когда недостаточно света, а снять очень хочется, в действие идет вспышка. В результате - сплошное негодование: яркий объект на черном фоне с огромными засвеченными глазами и странным выражением на морде. Совсем не то, что хотелось бы видеть!
Встроенная в фотоаппарат вспышка дает плоский свет и абсолютно не подходит для фотосъемки животных. Если у вас нет желания купить внешнюю вспышку, крепящуюся на фотоаппарат, или нет фотоаппарата, на который можно ее надеть - не беда. Старайтесь снимать питомца тогда, когда он находится рядом с источником естественного или искусственного освещения: сидящий на окне кот, задремавшая у торшера собака. Хотя зачастую купить внешнюю вспышку все же проще. Ну и к ней - фотоаппарат посерьезнее, чем мыльница. Разницу вы почувствуете сразу: то, что ни при каких условиях не получалось рань'ше - было темным, нерезким, смазанным - станет светлее, четче и качественней. Особенно это касается фотосъемки животных в движении: в условиях помещения без внешней вспышки довольно сложно снять быстро двигающееся животное так, чтобы движение осталось четким. А между тем фотографировать игры питомцев - увлекательное занятие.
ПРАВИЛО 4. Не бойтесь снимать в облачную погоду
Фотосъемка животного на прогулке может принести массу удовольствия всем участникам процесса: собака бежит за игрушкой или занимается своими делами, вы - ползаете на коленях в поисках идеального ракурса, зрители с интересом наблюдают за происходящим. Именно на прогулке есть шанс получить большое количество удачных кадров. И не нужно думать о погоде.
Конечно, не очень-то пофотографируешь, если ливень стоит стеной. Или в метель. Или в град. Но при затянутом облаками небе зачастую кадры получаются лучше, нежели в солнечный день. Животным не жарко - и вам тоже. Никто не обматывает язык вокруг шеи, не ложится через каждые три шага, не делает грустные глаза и не убегает в поисках тенька. Животные не щурят глаза. Честно признаюсь, раньше я думала, что собакам не свойственно щуриться на солнце - до тех пор, пока не встретила такую собаку. Ее невозможно было снимать на солнце вообще - глаза щелками не соответствовали никаким рамкам приличий. И с тех пор я знаю - такие собаки существуют. И с ними нужно работать в тени. К тому же, солнце в зените дает жесткие черные тени как на человеческих лицах, так и на собачьих мордах.
Бывало, я снимала собак в жаркие летние дни с ассистентом и подсветом с целью убрать контрастные тени, но в бытовой съемке это осуществить вряд ли реально. Собака в движении прекрасно смотрится в ярких солнечных лучах, но портрет собаки - совсем другое дело. Я рекомендую фотографировать собак либо в тени, либо при солнце, но избегать полуденных часов. С другой стороны, ближе к вечеру и ранним утром розовато-рыжий солнечный свет искажает окрас животных, . особенно светлых. Если рядом с солнечной поляной, на которой ваш пес достаточно порезвился, есть затененный участок, он идеально подходит для пары портретов. Ну а съемка в почти пасмурный день, с пеленой серых облаков, дает отличные возможности снимать животное и не задумываться о том, куда его повернуть и куда посадить, чтобы получить приятный портрет без теней.
ПРАВИЛО 5. Ищите фон
Еще один важный момент в фотосъемке животного (не удивляйтесь) сочетание фона и модели. Точнее -нейтральность фона по отношению к модели. Если вы будете снимать добермана на черном диване - скорее всего, вы ничего хорошего не получите. Если вы захотите сфотографировать рыжую таксу на тигровом покрывале - результат будет даже хуже, чем в предыдущем примере. Фон никогда не должен отвлекать на себя внимание и, по возможности, быть однородным.
Современные объективы позволяют максимально «размывать» фоны так, что за животным вместо зеленого многолистного куста на фотографии получается практически ровное полотно, создающее прекрасный ацент на объекте. И старайтесь не сажать животных вплотную к фону, в противном случае вы увидите фон+модель, а не модель на фоне.
ПРАВИЛО 6. Кадрируйте грамотно
Вернемся к хомячку из начала статьи, которого по иронии судьбы сложно отыскать в кадре. Если ваш питомец скромного размера, имеет смысл снимать именно его, а не его вместе с предметами интерьера: подойдите ближе к модели, настройтесь, убедитесь в том, что вашу будущую фотографию можно будет назвать «фото про хомяка». При кадрировании не оставляйте слишком много пространства вокруг модели, но не переусердствуйте - «обрезание» лап, головы или кончика хвоста закончится выбрасыванием в мусорку всей серии фотографий. Модель должна помещаться в кадр целиком, если вы снимаете общий план, или по грудь - для портрета, но при этом над головой и по бокам животного должен оставаться «воздух». Прилепленной плечами к краям фотографии собаке всегда будет тесновато.
ПРАВИЛО 7. Не подходите к модели слишком
близко Иначе рискуете получить одну, но большую носопырку в кадре.
И самое главное - процесс съемки, вне зависимости от его результата, должен нравиться вам и вашей модели. Если вас он раздражает, модель - испуганно жмет к голове уши, нужно пересматривать свое отношение к фотографированию.
Удачных кадров!
Дарья Пушкарева Любое копирование и перепечатка материала только с писменного разрешения редакции журнала и ссылкой на источник материала. Мир собак №5, 2009 год.
Журнал распространяется в розницу по всей территории РФ. В Москве журнал можно приобрести в магазинах "Сейлс", в киосках АиФ, в магазинах "Хорошие новости", в киосках "Тверская-13", в киосках метро "Робин", в киосках метро "Метропресс", в киосках "Столичная пресса", «Центропечать»
Вы также можете заказать новые или недостающие у Вас номера наложным платежом. Заказы принимаются по E-mail: ts_libra@mail.ru, mirsobak@mirnov.ru
|