Пищевой поиск Предрасположенность ко второму виду поиска мы оцениваем, используя кусочки пищи (мясо, сухой корм и т.п.). Для достоверной оценки способности к поиску у щенков одного помета необходимо соблюдать как минимум два условия:
1 -й вариант теста - простой 2-й вариант теста - более сложный Несмотря на кажущуюся простоту, первый вариант испытаний позволяет квалифицированному наблюдателю сделать достаточно точный прогноз о поисковых способностях собаки. Однако 1-й вариант имеет два существенных недостатка:
Когда все щенки решат первую задачку, предъявим им вторую, переставив кормушки. При этом важно соблюдать два условия:
Схема 1:
Схема 2:
При оценке потенциальных способностей щенка к поиску мы должны обратить внимание на следующие параметры его поведения: Если претендента привлекают только запахи побывавших здесь ранее собак (так называемая «собачья почта»), то следует иметь в виду, что такое поисковое поведение не имеет отношения к интересующей нас поисковой активности. Если же собаку интересуют различные новые запахи и она, исследуя с помощью своего обоняния незнакомое пространство, испытывает чувство блаженства, то это то, что нам надо. Суммарное время, которое животное тратит на различные принюхивания, и широта поисковой активности объективно отражает его склонность к поиску. Другими словами, для нас важно, насколько собаке интересны все запахи, а не только те, которые означают, что здесь побывали какие-нибудь кобель или сука. Помимо простого наблюдения проводится и тестирование, в рамках которого можно стандартизировать условия оценки поисковой активности животного. Для этого используют брошенные или спрятанные игровые предметы, а также пищу, предпочитаемую собакой (в том случае, если собака не была предварительно отучена от подбора пищи с земли). Если с животным была проведена работа по отучению от подбора пищи с земли, используют различные емкости, например, нижнюю часть от 1,0 - 1,5 литровой пластиковой бутылки из-под питьевой воды (или же уже упомянутые выше крышки от пластиковых бутылок и т.п.). При этом учитывается активность, широта и длительность поиска, а также суммарное время отвлечений собаки от него. Задачи по поиску предъявляются животному многократно, а их сложность увеличивается постепенно. Способность к длительной концентрации внимания на поиске зависит от интеллектуальной пластичности животного (развития мозга) и заинтересованности в поиске. Эту способность оценивают, наблюдая за поведением собаки при поиске игрового предмета (пищи): чем меньше отвлекается собака в процессе длительного поиска, тем выше ее способность концентрироваться на работе. Остроту чутья оценивают на специальном приборе. Этот прибор в 1998 году мне показал Валентин Васильевич Недоростков, работавший в то время в Базовом центре служебного собаководства ГУВД г. Москвы. Этот прибор представляет из себя банку с крышкой, которая позволяет установить определенное число стандартных фильтров (фильтровальная бумага), через которые собака должна обнаружить источник искомого запаха. Как правило, при этом используют пищу, привлекающую собаку, но можно также использовать небольшую по размеру игрушку или ее кусочек. Следует заметить, что во многом заинтересованность собаки и ее желание пользоваться своим обонянием зависит от адекватности поставленных перед животным задач. Например, эффективность поиска игрового предмета зависит прежде всего от того, насколько правильно дрессировщик играет со своим питомцем. Квалифицированность проводника напрямую влияет и на интерес собаки к поиску предпочитаемой пищи. Способность к поиску по следу Щенки, склонные к следовой работе, уже в возрасте 3-6 месяцев во время прогулок много времени тратят на «проработку» тех или иных встречающихся на их пути свежих следов. Это могут быть следы человека, собаки или какого-либо другого животного. Таким образом они, видимо, тренируют свой следовой инстинкт (стадия выслеживания). Поэтому одним из способов оценки способностей молодой собаки к следовой работе является наблюдение за ее поведением в повседневной жизни. Но как быть, если щенки еще совсем маленькие (1,5-2 месяца), а нам надо среди них выбрать лучшего сыскаря? Предлагаю новую методику. Оценка способностей щенка к поиску по пищевому и игровому следу, уносу добыче и ее охране. Навыки следовой работы у собак традиционно строились на базе врожденного (и видоизмененного селекцией человека) комплекса выслеживания, то есть желания идти по следу человека (или зверя), и комплекса преследования. Придуманная мною методика основана на этом же принципе, то есть на потребности собаки преследовать любую движущуюся приманку, имитирующую возможную «добычу», и разыскивать ее по запаховому следу, если она скрылась из ее поля зрения. Для маленьких щенков (1,5-2,5 мес.) в качестве «добычи» будем использовать пищевую приманку, а для щенков более старшего возраста можно использовать игровую приманку. Пищевая приманка изготавливается из небольшого мешочка, в который помещается мелко порезанное сырое или вареное мясо. Можно использовать любую пищу, привычную для щенков, имеющую достаточно выраженный естественный запах, которую они будут есть с жадностью. В качестве игровой приманки можно использовать любые игровые предметы, имеющие небольшие размеры: мячи, набитые тряпками мешочки, специальные жгутики и т.п. Если в качестве приманки используется мяч, то он должен иметь отверстие для привязывания к «удочке». Перед началом испытаний приманке придают усиленный запах. Это должен быть не пищевой запах, но и не вызывающий у животного отвращения, например, запах фруктового сока. Для этого кусок прочной тряпки смачивают в жидкости и отжимают, а затем привязывают к приманке. При использовании пищевой приманки работу следует проводить перед кормлением щенков, так как сытое животное может продемонстрировать искаженные результаты. Если предполагается использование игровой приманки, то испытания следует проводить после кормления. Если мы проводим испытания на улице, ветер должен дуть в спину щенку, «работающему» по следу приманки. Возьмем спиннинг(При необходимости можно также использовать любую палку, оснащенную катушкой и имеющую на конце кольцо. Если тестирование проводится в помещении, можно воспользоваться длинной веревкой.) с привязанным на конце лески мешочком (это могут быть уже упомянутые выше носок или матерчатая перчатка), в который кладем мелко порубленное сырое или вареное мясо, и начнем «играть» со щенком в преследование предмета. Наши действия в основном аналогичны тем, которые мы производили, играя со щенком в «догонялки» (см. выше). Различия состоят лишь в том, что как только щенок захватит мешочек с кормом, мы после короткой «борьбы» с ним даем ему возможность унести «добычу» и немного ее пожевать. Затем подходим к собаке и, мягко разжимая ее челюсти, забираем предмет. После чего сразу же снова активизируем щенка на преследование предмета и снова даем возможность унести «добычу» и пожевать, а затем ее забираем. Повторив это упражнение три - пять раз (для всех щенков одинаковое количество), даем щенку отдохнуть и начинаем работу со следующим претендентом. На этом подготовительном этапе мы можем получить важную для нас информацию. Во-первых, о том, насколько активно и уверенно щенок преследует мешочек с кормом и насколько активно сопротивляется попытке его отнять. Во-вторых, если щенок уносит добычу, то как он это делает, насколько уверенно (смотрим на позу собаки). Бывает так, что уноса предмета нет, и собака начинает жевать мешочек в том месте, где она его догнала. Это может говорить о том, что как таковой наследственно обусловленный унос у щенка отсутствует. А возможно, это связано с тем, что собака настолько уверена в своих силах, что не считает нужным уносить добычу. В-третьих, нас также интересует, присутствует ли у щенка охрана пищевого предмета в тот момент, когда мы его забираем.(Следует отметить, что некоторые щенки демонстрируют охрану игрового предмета.) Она может быть совсем не выражена (спокойно отдает либо имитирует агрессию), выражена слабо (демонстрация агрессии) либо проявляться в виде яркой агрессии (ярости). Нас должны интересовать нюансы проявления охраны предмета, а если щенок проявляет агрессию, то насколько уверенно это делает, нет ли в его поведении истерики. Если при отборе предмета щенок проявляет агрессивное поведение, то желательно после того как мы забрали мешочек с пищей из его рта, вынуть из него кусочек пищи и дать ее собаке. Затем вернуть мешочек собаке, и так повторить несколько раз, а лишь потом продолжить упражнение. После перерыва проводится второй этап испытаний на склонность собаки к следовой работе. На этом этапе мы 2-3 раза повторяем упражнение с преследованием мешочка с пищей и приступаем к следующему упражнению. Хозяин щенка удерживает его, а мы отходим от них по прямой линии и заводим леску от спиннинга с привязанным на ее конце мешочком с кормом за неподвижный блок (любой вертикально стоящий столбик или деталь мебели, например, ножку стула). После чего возвращаемся к собаке и кладем мешочек с кормом примерно в 10-20 см от нее. Затем отходим за собаку, которую удерживает хозяин, и начинаем плавно вращать катушку, так чтобы приманка начала медленно двигаться. Когда мешочек с кормом пройдет дистанцию около 1 метра, начинаем вращать катушку быстро, так быстро, чтобы она, волочась по полу (земле), стремительно скрылась из поля зрения щенка, а он не успел бы отследить место, где она спряталась. Через несколько секунд щенка отпускают и наблюдают за его поведением. Как только он обнаружит приманку и попытается ее схватить, мы приводим мешочек с кормом в движение, создавая иллюзию убегания «добычи». Она должна убегать не быстро, так, чтобы щенок смог легко ее догнать и схватить. После захвата приманки даем возможность ее унести и пожевать, после чего забираем и даем из мешочка кусочек пищи. После небольшой паузы поиск предмета повторяют, для этого выбирают другой маршрут движения приманки, при этом леску можно пропустить через несколько блоков, так, чтобы мешочек с кормом двигался не по прямой, а по ломаной линии. Если есть такая возможность (например, когда тестирование проводится на улице), то для всех щенков выбираются примерно одни и те же по форме и расстоянию маршруты. Если же такой возможности нет (когда работу проводят в закрытом помещении), то работу со щенками проводят по очереди. То есть сначала они по одному проходят один маршрут, затем - другой и т.д. Если есть такая возможность, то работу проводят в разных помещениях. При оценке потенциальных способностей щенка к следовой работе мы должны обратить внимание на следующие параметры его поведения:
Изменчивость врожденного поведения обусловлена не только существующими наследственно обусловленными различиями, но также методами обучения, воспитания и дрессировки собаки. Колоссальное влияние на развитие рабочих качеств щенка оказывают и условия его жизни, и возраст начала социализации и обучения. Именно поэтому при тестировании щенков-подростков и молодых собак мы должны учитывать возможное искажение врожденных поведенческих характеристик за счет тех или иных неблагоприятных факторов. В частности, фактором, оказывающим колоссальное влияние на развитие инстинктивных механизмов, является возможность удовлетворения щенками их потребности в различных типах игры. Сказанное относится прежде всего к охотничье-поисковому поведению собаки, но в значительной степени это касается и инстинктивных механизмов, обеспечивающих другие потребности. Продолжение следует... фото: Д.Пушкаревой, ИДМН
Любое копирование и перепечатка материала только с писменного разрешения редакции журнала и ссылкой на источник материала.Мир собак №1, 2010 год. Журнал распространяется в розницу по всей территории РФ. В Москве журнал можно приобрести в магазинах "Сейлс", в киосках АиФ, в магазинах "Хорошие новости", в киосках "Тверская-13", в киосках метро "Робин", в киосках метро "Метропресс", в киосках "Столичная пресса", «Центропечать» |
Поделись новостью с друзьями
Всего комментариев: 0 | |