Бездаря профессии учить —
что воду в решете носить:
толку не будет, а репутацию подмочишь.
В предыдущих статьях я рассматривал тесты, позволяющие выявить врожденные индивидуальные особенности поведения собак, связанные с реализацией их потребностей в социальной организации стаи, сопротивлении насилию и самосохранении. Эти черты характера животного его владельцу необходимо хорошо знать, независимо от того, как и где используется собака и какую службу несет. Ведь всем владельцам собак, независимо от размера и назначения породы, важно понимать, как поведет себя их питомец в ответ на принуждение или пугающие воздействия.
В этой статье я предлагаю вашему вниманию ряд тестов для оценки щенков и молодых собак на их пригодность к поисковым и защитным службам, а также некоторым видам прикладного спорта.
Чтобы не тратить время и силы впустую, и необходимо выявить пригодность щенка к той или иной работе еще до начала его подготовки, а приобретая молодую собаку для работы, нужно отобрать из нескольких претендентов наиболее достойного.
Прежде чем перейти к описанию тестов, рассмотрим их биологическую основу, то есть особенности реализации охотничье-поискового, поискового и игрового поведения собак.
ОХОТНИЧЬЕ-ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Хочу напомнить, что охоту на мелкую дичь волки осуществляют в одиночку или парами. Это объясняется тем, что каждый взрослый волк является неплохим специалистом в охоте на мелкую добычу, то есть талантов, данных ему от природы, на это хватает, достаточно и силы. В том же случае, когда жертва значительно крупнее и сильнее хищника, ее сначала необходимо настичь и остановить, а затем вступить с ней в схватку - с риском для жизни. Так как это не всегда под силу волку-одиночке, то охоту. например, на крупных копытных, волки проводят стаями. Размер стаи может значительно варьировать в зависимости от размера жертвы и ее «вооруженности», а также от опасности и сложности условий среды обитания.
Как вы помните, волки (дикие собаки) должны хорошо потрудиться, прежде чем поесть. Сначала им необходимо, обследуя свои охотничьи угодья, найти нужные следы и, читая их узоры, выследить добычу. Потом - незаметно к ней подкрасться, догнать, напасть и умертвить.
Другими словами, на пути к «обеду» животные должны преодолеть несколько физических и
психологических препятствий, достигая при этом запрограммированных результатов. Например, обыск обширной территории завершается нахождением нужного следа — это результат № 1. Проработка следа животного-жертвы заканчивается выходом на дистанцию подкрадывания и нападения - это результат № 2. Эффективное подкрадывание к точке нападения — это результат № 3. Нападение и умерщвление - это результат № 4. Если нападение было неудачным, то необходимо преследование, новое нападение и остановка жертвы - это результат № 5. Схватка с крупной добычей и ее умерщвление с минимальным риском - это результат № 6. «Справедливая», с точки зрения членов стаи, дележка добычи - это результат № 7. Эффективная охрана добытой пищи от конкурентов — это результат № 8. Поедание добычи и насыщение - это результат № 9. Унос и запасание пищи впрок - это результат № 10.
Помимо упомянутых результатов, не следует забывать и о социальных взаимодействиях во время стайной охоты, которые, в зависимости от согласованности действий, более или менее результативны и в конечном итоге приводят к удаче или неудаче.
Эти социальные результаты напрямую зависят от уровня согласованности и взаимосодействия членов стаи. Например, такие стратегии стайной охоты, как «заманивание», «загон» или «нагон» жертвы, требуют точных и согласованных действий волков. Другими словами, успех охоты в целом, в том числе и исход схватки с крупной жертвой, будет зависеть не только от врожденных способностей (талантов) и тренированности каждого участника охоты, но и от эффективности социальных взаимодействий внутри стаи, т.е. от слаженности действий членов «коллектива».
Таким образом, процесс «большой охоты» состоит из целого ряда стадий («маленьких охот»), которые у представителей диких псовых тесно взаимосвязаны. Каждая из «маленьких охот» заканчивается своим полноценным приспособительным результатом и, по-видимому, обеспечивается собственной функциональной системой, включая специфическую биологическую, психологическую или социальную потребность. И что особенно важно, каждая функциональная система имеет собственное генетическое обеспечение.(Подробнее см. журнал «Мир собак», №№ 2-3 за 2009 г.)
Наследственно обусловленные «таланты» членов стаи волков (диких собак), проявляемые ими в процессе реализации каждой из обозначенных выше стадий охоты, у разных особей в большей или меньшей степени различаются. И действительно, члены стаи обладают неодинаковыми талантами и поэтому в рамках различных «маленьких охот» (стадий реализации «большой охоты») одни из них будут форвардами, а другие аутсайдерами. То есть какой-то волк будет хорошим мастером в одном деле и подмастерьем («чайником») в другом, второй - наоборот. Например, один волк - талантливый сыскарь, но бегает посредственно и не умеет эффективно остановить крупного оленя или лося. А другой член стаи способен быстро и безопасно умертвить крупную жертву, но при этом плохой следовик и т.д. И во время «большой охоты» таланты и их поклонники
постоянно меняются местами, поэтому зал все время рукоплещет. Все как в театре: есть и сцена, и восторженные партер, амфитеатр и галерка. Только это не обычный театр, а театр современной пьесы, поэтому каждый из зрителей по мере своих сил участвует в важном для его жизни представлении.
Важно отметить, что помимо прирожденной склонности животных к той или иной форме охоты, они обладают также и специфической потребностью проявлять это врожденное поведение. То есть они не только могут это делать лучше всех в стае, но и хотят это делать, вернее, им просто необходимо это делать, почти как дышать - для них это очень важно... Особенно заметно эти различия проявляются у домашних собак, у которых генетически предопределенные склонности к реализации той или иной стадии охоты усилены или ослаблены селекцией. Утверждение, что отдельные поведенческие элементы охотничье-поискового поведения собаки, обеспечивающие ее пищевую потребность, наследуются, как правило, не в комплексе, а независимо друг от друга, подкрепляется опытом многих поколений кинологов-селекционеров.
ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Известно, что большую часть своих потребностей в различных питательных веществах, то есть
попросту потребность в пище, дикие псовые удовлетворяют путем охоты. Однако известно и то, что дикие родственники домашней собаки добывают себе пропитание не только с помощью охоты. Например, обнаружение сделанных ранее своих или чужих кладовых («заначек»), а также поиск и поедание падали вряд ли можно отнести к поведению хищника. Известно также и то, что в рационе волка, особенно в летнее время, может присутствовать более 5% растительной пищи (дикие яблоки, груши, ежевика, шиповник и т.п.).(Чуковский Н.Н. Питание//Волк. -М.: Наука, 1985. С. 333.) Потребность в растительной пище дикие собаки удовлетворяют с помощью поискового поведения, но не охотничьего. Другими словами, поведение собаки, направленное на поиск и потребление пищи, может быть поисковым, пищедобывательным, но не обязательно охотничьим. И это важно нас, потому что при тестировании собаки и, особенно, при обучении собаки мы должны уметь видеть различия между хищническим и пищедобывательным поисковым поведением.
ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Игра - это тоже потребность, мы-то с вами это знаем! Вспомните детство... А на что и сейчас порой мы тратим свое драгоценное взрослое время? Мы играем!! Каждый выбирает что-то свое: шахматы или домино, горные лыжи или дайвинг, игровые автоматы или компьютер, карты игральные или автомобильные, футбол, волейбол или хоккей и состав по русски NHL-Transfer.Ru здесь).
Одни тратят на игру времени больше, другие - меньше, однако играют все. Для одних игра - это
профессия, для других -хобби, а для кого-то - жизнь.
Понятно, что выраженность потребности в игре у каждого своя, и каждый удовлетворяет ее по-своему. Но зачем она нам? Почему мы играем?
Судя по всему, основное предназначение игры - это тренировка и совершенствование врожденных функциональных механизмов, обеспечивающих удовлетворение других уже существующих или развивающихся потребностей организма. Другими словами, в процессе игры животные тренируют свои инстинкты, а именно: усваивают нормы социального и полового поведения, приобретают навыки борьбы и охоты, развиваются физически и психически, совершенствуют уже приобретенные навыки и т.п. Для развития щенка важна разнообразная игра не только с человеком, но и с разнополыми сверстниками. Так, например, раздельное содержание щенков-кобелей, а следовательно, лишение их возможности игры со сверстниками щенками-суками приводит к нарушениям их полового поведения в половозрелом возрасте и к инфантилизации.(А.А. Иванов. Этология с основами зоопсихологии, - М.:)
Вот почему игра занимает так много времени у молодых животных. Посмотрите на щенков и молодых собак, понаблюдайте, чем они занимаются во время прогулки. Они либо играют, либо ищут партнеров для игры - но как по-разному они это делают! Ведь спектр и выраженность игрового поведения собаки зависят как от ее возраста, так и от индивидуальных и породных различий. Поэтому целенаправленное наблюдение за щенком в процессе его игры со сверстниками и хозяином дает важную информацию о его индивидуальных склонностях к той или иной работе в будущем. Но более точные данные о будущих способностях взрослой собаки можно получить лишь с помощью специально организованной игры в процессе тестирования. Тесты позволяют оценить наличие и выраженность каждой из характеристик поведения щенка (молодой собаки).
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Тестирование позволяет нам выявить выраженность и специфику проявления интересующих нас характеристик игрового поведения щенка и таким образом предсказать некоторые особенности рабочих качеств взрослой собаки.
С единственной оговоркой - при направленной тренировке выявленных черт характера.
Исходя из вышеизложенного, при тестировании щенков и молодых собак на служебную пригодность следует предложить им такие виды игры, которые позволят выявить специфику и выраженность их врожденных талантов к реализации той или иной стадии охоты. Другими словами, чтобы оценить силу и характер проявления потребности щенка в нужной нам деятельности, мы будем играть с ним по определенным, нами установленным правилам.
Нас интересуют два вида игры, назовем их условно так: «преследование» и «борьба». Игра в «преследование» отражает врожденные склонности собаки к преследованию движущихся объектов, т.е. «добычи» (воображаемой жертвы). Игра в «борьбу» позволяет выявить у собаки врожденные тенденции к борьбе с оказывающим сопротивление противником, реальным или воображаемым.
При организации тестирования, оценивая врожденные способности щенков к следовой и поисковой службе, помимо игры мы будем также использовать их охотничье и пищедобывательное поведение.
При оценке игровых предпочтений щенков и молодых собак проводится индивидуальное тестирование. То есть обеспечиваются такие условия, при которых другие собаки в это время находятся либо вне поля зрения испытуемого животного, либо на значительном удалении от него.
Для чистоты оценки проводить тестирование щенка следует в привычном для него месте, то есть там, где он чувствует себя уверенно и где ничто не будет отвлекать его от испытаний. Важно также иметь в виду, что ритмика суточной активности у маленьких щенков очень четкая. Вслед за коротким периодом бодрствования следует отдых и сон. Поэтому следовые и поисковые испытания желательно проводить перед кормлением, а игровые тесты - сразу после кормления. У выспавшихся и сытых щенков наблюдается максимальная игровая активность. Если же вы начнете работу слишком поздно или слишком рано, то получите искаженные результаты, так как щенки будут сонными и неактивными.
Тестирование молодых собак можно проводить и в незнакомом для них месте. Однако важно обеспечить условия, в которых количество факторов, отвлекающих животных от игры, должно быть сокращено до минимума. Если при тестировании присутствует не один хозяин, а несколько членов семьи, то желательно, чтобы в момент проведения теста они все находились рядом с собакой, а не разбредались по территории. Особенно важно это учесть в том случае, если владельцы привели с собой детей.
ТЕСТИРОВАНИЕ
При тестировании щенка в возрасте 1,5-2 месяцев мы можем оценить некоторые характеристики охотничьего и поискового поведения, отражающие его будущие рабочие качества:
- выраженность преследования игрового и пищевого предмета;
- унос игровой и пищевой добычи;
- наличие и выраженность охраны пищи и игрового предмета;
- склонность к борьбе с игровым предметом;
- характер проявления потребности самосохранения в процессе борьбы с игровым предметом;
- способности к поиску пищи и игрового предмета;
- способности к поиску по пищевому следу.
- способности к поиску по следу игрушки. (Этот параметр не всегда удается оценить у маленьких щенков)
Комплекс преследования
Компонент охотничье-поискового поведения - преследование добычи - у многих служебных, спортивных и охотничьих пород собак был трансформирован и усилен человеком в процессе многовековой селекции. Собаки с выраженным комплексом преследования с удовольствием преследуют любой предмет или устройство, которое, как им кажется, от них убегает. Такими предметами могут быть: бегуны, велосипедисты, лыжники, автомобили, кошки, механический заяц и т.п. Дрессировщики активно используют эту потребность молодой собаки в дисциплинарной дрессировке, а также при подготовке ее по защитной службе, в следовой работе и в службе поиска (поиск взрывчатых веществ и оружия, поиск наркотических средств, служба спасения и т.п.).
Оценка выраженности комплекса преследования
У молодняка в возрасте от 1,5 месяцев и старше тенденцию к преследованию можно оценивать с использованием модельных объектов, имитирующих процесс убегания добычи.
Модели:
- Для оценки этой характеристики поведения могут быть использованы различные предметы: мячи разного размера или другие катящиеся игрушки, которые после броска преследует собака. Для молодых собак можно использовать палки, которые бросают собаке. Очень хорошей игрушкой для щенков является набитый тряпками носок (перчатка), привязанный на веревке к длинной гибкой палке. В результате получается своеобразная «удочка», на конце которой находится игровой предмет. Используя «удочку», предмет «оживляют», и он начинает убегать от щенка по кругу или ломаной линии, а вы наблюдаете, как щенок «фанатеет» от этой игры или же остается равнодушным к происходящему.
- Набитый мешок (напоминающий по виду боксерский, его размер подбирают в зависимости от возраста животного и его габаритов) на веревке «убегает» от собаки, а когда он удаляется на определенную дистанцию (в зависимости от возраста щенка), собаку пускают на его преследование. Оценивается активность преследования и хватки. Чтобы управлять таким устройством на расстоянии, веревку примерно на середине ее длины перекидывают через неподвижный блок, например, небольшое дерево, или заводят за круглый колышек, вбитый в землю, а конец возвращают в точку старта. При этом, если потянуть за веревку, игрушка устремится от нас. Для этих целей можно также использовать мощное удилище с силовой катушкой, которая оснащена толстой леской.
- Схема испытаний напоминает предыдущий тест, только мешок крепят на двух веревках, и он сначала «убегает» от собаки, а затем «нападает» на нее (имитация лобовой атаки). Оценивается активность до изменения направления движения предмета и после, а также хватка. Этот тест позволяет оценить не только выраженность комплекса преследования, но и характер проявления потребности в самосохранении.
Так как у собак имеются индивидуальные предпочтения, при тестировании используют сразу несколько игровых предметов, отличающихся по размеру и структуре. С каждым предметом проводят несколько тестов подряд, при этом оценивается активность, с которой собака преследует предмет, и то, как ее желание преследования изменяется от теста к тесту: убывает или возрастает.
Склонность к борьбе
У разных пород собак потребность в борьбе с реальным или воображаемым противником
выражена по-разному, очевидны и большие индивидуальные различия.
Некоторым из наших любимцев свойственна любовь к борьбе и они к ней всегда готовы. Эти собаки «бьются не на жизнь, а на смерть» с любым потенциальным противником, даже если этим «врагом» является автомобильная покрышка или ветка дерева. Другим собакам, той же самой породы, эта черта характера совершенно не свойственна, и они не хотят ни с кем бороться, что подчас мешает им стать по-настоящему надежными защитниками. Откуда взялась эта удивительная особенность собак, можно лишь предположить, выдвигая те или иные версии. Мне кажется достоверной вот такая.
Как вы помните, в стаях диких псовых есть «специалисты», более расположенные вести бескомпромиссную борьбу с крупным, превосходящим их по силам противником, нежели остальные члены стаи. Можно предположить, что у «специалистов» существует врожденная потребность в борьбе с противником, которая требует развития и постоянной тренировки в щенячьем возрасте и прежде всего - в процессе игры.
По-видимому, потребность в борьбе с противником (в частности, преодоления сопротивления жертвы во время охоты) у некоторых охотничьих, бойцовых и большинства служебных пород собак посредством культурной селекции трансформировалась в самостоятельную потребность - потребность в борьбе.
Особенно сильно она развита у пород, ориентированных на борьбу с человеком, зверем или себе подобными.
Примеры? Ну, скажем, американский стаффордширский терьер, ротвейлер, немецкая овчарка, доберман, малинуа, ризеншнауцер, норные и гончие, и многие другие породы.
Оценка склонности к борьбе с игровым предметом
Склонность к борьбе можно оценить в процессе игры со щенком по характеру и интенсивности его борьбы с воображаемым противником:
- в процессе игры человека со щенком в «борьбу» используют различные по размеру и структуре предметы. Для маленьких щенков это может быть тряпка (например, полотенце), взятая в руки или закрепленная на «удочке». Для более взрослых щенков и молодых собак часто используют ту же тряпку или же специальные жгуты. Желательно тряпку или жгут привязать к веревке, так вам будет удобнее и легче раззадорить собаку. В процессе игры щенку оказывается нарастающее, строго дозированное сопротивление. Сопротивление создают с помощью рук тестирующего человека, когда поглаживания щенка постепенно переходят в похлопывания по бокам животного и легкие отталкивания. Похлопывания и отталкивания постепенно усиливают, но производят их очень бережно и без замахов. При игре со щенком важно также помнить о самом принципе игры - это должна быть игра в поддавки. Во время игры тестирующий человек должен быть активен лишь в той мере, чтобы вызвать собственную активность щенка. Хорошей иллюстрацией этого принципа является ловля крупной рыбы. Ведь рыболов, имеющий удочку с тонкой леской на хорошо отлаженной катушке, в момент усиления рывков рыбы вынужден стравливать леску с катушки, а после того как рывки ослабнут - снова вращать катушку, подтягивая рыбу к себе. Если же рыба производит особенно сильные и неожиданные рывки, катушка сама производит сброс лески, не давая рыбе возможности ее порвать. Поэтому тем, кто не умеет играть с маленьким щенком в борьбу, рекомендую на начальном этапе использовать хорошо отлаженный спиннинг;
- с помощью «убегающего» мешка, привязанного к веревке, который после хватки щенка начинает оказывать постепенно нарастающее сопротивление, как бы пытаясь вырваться из его пасти;
- с помощью «удочки». С помощью настоящего удилища, оснащенного силовой катушкой с прочной леской. К концу лески привязывается кусок веревки, на конце которой закреплен игровой предмет. Я обычно в качестве удилища использую старое удилище от донки, а в качестве игрового предмета - мужской носок, в который вставляю тряпку или другой носок. В результате этих несложных манипуляций получается маленький набитый мешочек, в который при необходимости можно поместить пищу (см. ниже). Механизм катушки можно отрегулировать таким образом, что при активизации щенка она будет удлинять леску. Импровизированную «удочку» можно изготовить также из длинной гибкой палки, куска веревки и любой тряпки, завязанной в узел.
Желательно для начала провести эти тесты, используя в качестве «игрового манекена» хозяина собаки, а затем -постороннего человека. Это необходимо сделать, так как у молодой собаки может быть негативный опыт,
связанный с хозяином или посторонним человеком. Иногда встречаются собаки, у которых сформирована боязнь тех или иных предметов, например, тряпки. Возможно, это обусловлено тем, что в раннем возрасте щенка за какие-либо проступки наказывали тряпкой. Поэтому, если для вас важно наиболее достоверно определить способность собаки к борьбе, то при оценке этой характеристики следует использовать различные предметы и квалифицированных помощников.
Щенки (молодые собаки), склонные к борьбе, при ее ужесточении резко активизируются, их глаза начинают блестеть от азарта и бурной радости: «Наконец-то! Вот он, тот противник, которого я так долго ждал!», - читается в них. Собаки, не склонные к борьбе, сразу после ее усиления как бы «скисают». Их интерес к игре резко падает и возобновляется лишь тогда, когда она снова приобретает характер «игры в поддавки». Некоторые животные вообще не проявляют интереса к данному виду игры.
Способность к поиску
Как уже упоминалось ранее, поисковое поведение собаки используют, удовлетворяя свою пищевую потребность, при этом можно выделить два вида поиска:
- поиск потенциальной добычи (птенцы, затаившиеся птицы и детеныши, подранки, лягушки, грызуны и т.п.);
- поиск неживой пищи (свои и чужие «заначки», падаль, плоды, ягоды и т.п.).
Первый вид поиска, как вы помните, хоть и является самостоятельной потребностью животного, но при этом представляет лишь одну из стадий охотничье-поискового поведения. Другими словами, собака ищет потенциальную добычу, чтобы потом на нее напасть. Можем ли мы наблюдать данный вид поиска в обыденной жизни собаки? Конечно! Например, многие собаки мышкуют или имитируют мышкование, играя с мячом. Бросьте щенку небольшой мяч, так чтобы он не смог его сразу найти, и вы воочию увидите охотника за «мышкой». Второй вид поиска существует обособленно от охотничьего поведения, то есть не является какой-либо из его стадий. Можем ли мы его смоделировать? Нет ничего более простого. Рассыпьте по полу или земле мелко порезанную пищу или сухой корм, и вы сможете понаблюдать, как щенок реализует свою пищевую потребность, используя второй вид поиска.
Почему для нас важно различить эти два вида поиска добычи? - спросите вы -Не все ли равно, как собака ищет, ведь главное, чтобы искала? Оказывается, важно, и вот почему.
Дело в том, что при подготовке поисковой собаки используются оба вида поиска. Их называют игровой и пищевой способ подготовки. Опытный специалист сразу поймет, как готовили собаку. Если использовали игровой способ подготовки (первый вид поиска), то собака ищет очень быстро, поиск «рваный», как бы «нервный». В начале подготовки он бывает не очень тщательным, так как животное торопится поскорее найти и поймать «добычу». Если при подготовке использовали поиск пищи (второй вид поиска), то собака ищет более спокойно, тщательно, неторопливо и размеренно. Для повышения устойчивости к внешним помехам и повышения работоспособности при любом варианте подготовки из собаки делают либо игрового, либо пищевого «наркомана». Для этого существуют специальные методики. Но при равных условиях игровой вариант поиска более устойчив к внешним помехам, чем пищевой. При правильной подготовке собаки по игровой схеме животное в процессе работы выдерживает большую психическую нагрузку и меньше отвлекается. Возможно, это объясняется более совершенной функциональной системой, обеспечивающей данный вид поиска. По-видимому, охотничье-поисковое поведение более важно для выживания собаки как вида, нежели поисковое поведение, не связанное с охотой. Для того чтобы усилить плюсы и нивелировать минусы обоих методов, собак сначала обучают, используя пищевой способ, а затем переходят на игровое обучение.
Важно также отметить и то, что если при подготовке собаки «сломали» один из видов поиска, то можно перейти на второй вид поиска и тогда поведение собаки придет в норму. Это объясняется, на мой взгляд, тем, что каждый из упомянутых видов поиска обеспечивается самостоятельной потребностью, которая имеет собственное функциональное и генетическое обеспечение.
Другими словами, каждый из них имеет собственные функциональные системы, которые формируются независимо друг от друга. Так как при подготовке поисковых собак новичками очень часто случаются «непоправимые» ошибки, то это следует иметь в виду. Тем более что это утверждение проверено на практике.
А теперь вернемся к теме настоящей статьи - тестированию собак на пригодность к поиску на местности.
Как вы уже поняли, в процессе испытаний мы должны оценить наследственную предрасположенность щенков к обоим видам поиска.
Игровой поиск
Предрасположенность к первому виду поиска мы оцениваем, используя мячи и другие катящиеся игрушки небольшого размера. Сначала игрушку бросают таким образом, чтобы щенок смог сразу догнать и схватить ее. Затем щенка начинают придерживать перед броском игрушки, но ее бросают недалеко, так, чтобы животное могло увидеть место падения. На следующем этапе щенка придерживают, а игрушку бросают так, чтобы она закатилась за какое-либо препятствие, и лишь после этого собаку отпускают. Через некоторое время задачу усложняют. Теперь щенка, перед тем как отпустить на поиск игрушки, удерживают чуть дольше. Если щенок хорошо запоминает место падения и ищет игрушку, ориентируясь на зрение, то непосредственно перед броском его разворачивают.
|