РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ- СЛОЖНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ |
---|
В прошлом номере мы начали изучать язык общения с собакой. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, а также узнаем, как научить собаку говорить. Начало в журнале "Мир собак", №3, 2008. Обратите внимание, нумерация разделов - сквозная. |
Отвечает Валерий Степанович Варлаков.
бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки,
которая позволяет быстро обучить собаку необходимым навыкам и эффективно отработать их до безотказности. Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак, которая в настоящее время готовится к изданию. 2.2. Отрицательные подкрепления Отрицательные подкрепления (воздействия), так же как и положительные, применяются своевременно, однако их применение имеет свои особенности. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии. Для того чтобы отрицательные подкрепления не вызывали у собаки бурного протеста и эмоционального стресса, они должны быть ей, во-первых, понятны, а во-вторых - компенсированы положительным подкреплением, то есть чем-нибудь приятным: лакомством или игрой. |
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ- СЛОЖНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ | |||
---|---|---|---|
В прошлом номере мы начали изучать язык общения с собакой. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, а также узнаем, как научить собаку говорить. Начало в журнале "Мир собак", №3, 2008. Обратите внимание, нумерация разделов - сквозная. | |||
Отвечает Валерий Степанович Варлаков.
бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки,
которая позволяет быстро обучить собаку необходимым навыкам и эффективно отработать их до безотказности. Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак, которая в настоящее время готовится к изданию. 2.2. Отрицательные подкрепления
Отрицательные подкрепления (воздействия), так же как и положительные, применяются своевременно, однако их применение имеет свои особенности. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии. Для того чтобы отрицательные подкрепления не вызывали у собаки бурного протеста и эмоционального стресса, они должны быть ей, во-первых, понятны, а во-вторых - компенсированы положительным подкреплением, то есть чем-нибудь приятным: лакомством или игрой.Это очень важно по двум причинам, С одной стороны, непродуманная или "палочная" система подавления может привести к нежелательному изменению характера собаки (получится бесхребетное создание) и - как следствие - к ее служебной непригодности. С другой стороны, загнанная в угол собака с сильным характером может нанести серьезный ущерб здоровью дрессировщика или членов его семьи. | Таким образом, отрицательные подкрепления - это негативные воздействия, которые совпадают по времени с каким-либо нежелательным действием или очевидным "преступным" намерением собаки, вызывая тем самым у нее отрицательные эмоции. Они должны прекращаться сразу же, как только прекратилось "криминальное" действие собаки, что позволяет животному активно избегать неприятностей и быстрее понять смысл ваших требований. Отрицательные воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, о иногда и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторения данного нежелательного действия. В начале обучения используют слабые -объясняющие - воздействия, а после того как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но более сильными - наказывающими. Негативные воздействия, предваряющие то или иное действие, применяют в том случае, когда дрессировщик отчетливо видит намерения животного. Например, по позе и мимике собаки видно, что она настроено агрессивно и вот-вот нападет на прохожего или другую собаку. В этом случае негативное воздействие применяют не одновременно с действием животного, а предваряя его, в момент появления соответствующих намерений. Следует вылепить две основные схемы применения отрицательных воздействий: 1) Схема, применяемая при отработке навыков; 2) Схема, применяемая при отучении собаки от тех или иных нежелательных действий. 2.2.1. Применение отрицательных воздействий (подкреплений) при отработке навыков. На первой стадии обучения те или иные отрицательные воздействия (например, рывки поводка) вводятся не как отрицательные, а как положительные. То есть вначале это сигнальные, понятные собаке воздействия (см. "Направляющие универсальные символы" в журнале "Мир собак" цЗ), за которыми следует позитивное подкрепление (пища, лакомство, игра). По мере отработки навыка положительные сигнальные воздействия преобразуются в отрицательное подкрепление (болезненное, наказывающее), которого собака избегает. На этапе отработки навыка применяются сначала более слабые отрицательные воздействия (подкрепления), при использовании поводка - многократные. Их интенсивность от воздействия к воздействию изменяется в сторону усиления. Перед началом воздействий подается та или иная команда, уже ассоциируемая животным с положительным подкреплением, что помогает собаке легче понять дрессировщика. Сила отрицательных воздействий от подкрепления к подкреплению нарастает постепенно и дозируется таким образом, чтобы животное в результате их применения выполнило поданную ему команду. После выполнения команды сразу же следует положительное подкрепление. Другими словами, на начальном этапе обучения собаке объясняют, что если ты выполнишь то, к чему тебя подталкивают (но не принуждают), то за это получишь что-нибудь вкусненькое Например, легкие (безболезненные) многократные рывки поводка, направляющие собаку в том или ином, определенном нами, направлении (прием "Следование"), сочетаются с лакомством, находящимся в направляющей руке. После выполнения нужных действий сигнальные воздействия сразу же прекращаются, а собака получает положительное подкрепление -лакомство. На следующей стадии "повышенных требований к исполнению приемов" для отработки навыков с использованием поводка применяются многократные воздействия, которые усиливаются, если животное не хочет выполнять наши требования, и прекращаются сразу же, как только собака сделает то, что нам нужно. Помимо этого собака сразу же после исполнения команды получает лакомство или игрушку, а затем ей, как правило, разрешают сделать то, к чему она так стремилась. Например, если наш щенок вместо того чтобы выполнить команду "Рядом", тянет к играющим на полянке другим собакам (при этом навык хождения "Рядом* уже известен щенку и отработан в спокойной и лишенной раздражителей обстановке), то мы будем дергать его до тех пор, пока животное не выполнит команду. При этом воздействия поводка от рывка к рывку будут усиливаться, пока собака не выполнит наши требования. После четкого исполнения приема, пусть совсем недолгого по времени, щенок сразу же получает вознаграждение (пищевое или игровое). Мы также разрешаем ему поиграть со сверстниками, тем самым компенсируя последствия негативных воздействий. СОВЕТ №14:
Иногда при введении отрицательных воздействий для повышения их эффективности целесообразно использовать вероятностный режим подкреплений. Схема его применения аналогична схеме, применяемой для положительных подкреплений (см. предыдущий номер журнала).
2.2.2. Применение отрицательных воздействий (подкреплений) при отучении собаки от нежелательных действий.
На первом этапе собаке объясняют правила действия запрета на те или иные ее действия и вводят внешний контроль над ее поведением. Для этого каждый раз перед неприятными воздействиями подается запрещающая команда, например, "ФуГ или "Нельзя!" (см. раздел 3.2), что помогает собаке легче понять дрессировщика. После того как животное отказывается от совершения проступка, оно сразу же получает позитивное подкрепление (эффективнее использовать условное + натурольное подкрепления, см. раздел 3.1).Сила отрицательных воздействий от подкрепления к подкреплению нарастает постепенно и дозируется таким образом, чтобы животное в результате их применения отказалось от нежелательного действия. При использовании поводка применяются многократные воздействия. После того как дрессировщик убедится в том, что собака понимает его требования, он переходит ко второму этапу. На втором этапе уточняются правила запрета нежелательных действий и вводится внутренний контроль собакой за собственным поведением. Для этого нежелательные действия прекращаются своевременными, усиливающимися от применения к применению воздействиями, при этом запрещающая команда не используется. Как только животное отказывоется от нежелательного поведения, сразу же производят условное положительное подкрепление. Если при повторных провокациях животное отказывается от совершения проступка, оно обязательно получает лакомство (используется принцип замены, см. ниже). На третьем этапе вводятся правила запрета на те или иные действия вне зависимости от ситуации и формируется правильная привычка. Для этого дрессировка проводится в различных условиях, применяются те или иные провокации собаки на запрещенные действия, вводятся дистанционные средства контроля над поведением животного. При проявлении негативного поведения запрещающая команда не подается, применяются сильные негативные воздействия. За отказ от совершения проступка лакомство собака не получает. Другими словами, сначала щенку объясняют, какие из его действий не одобряет владелец, а для того чтобы ему было легче отказаться от недозволенного, предлагают замену в виде лакомства или игрушки, Например, если он откажется подбирать пищу с земли, то получит лакомство, а если повторит запрещенное, то хозяин будет дергать поводком, причиняя ему неприятные ощущения. Чтобы щенку было проше понять требования владельца, перед негативными воздействиями подается запрещающая команда. Таким образом, вводится внешний контроль со стороны хозяина над поведением питомца. Осуществление внешнего контроля подобно службе полицейских. Пока полиция рядом, люди стараются не воровать, но стоит стражу правопорядка отвернуться, как сразу же случается черт-те что. То же самое происходит и с хозяином и его собакой. Стоит дрессировщику прозевать и не подать вовремя запрещающую команду, как щенок тут же схватит какую-нибудь дрянь и быстренько ее слопает. Он по-своему, по-щенячьи, прав -запрета ведь не было. Нам же с вами важно, чтобы собака всегда соблюдала правила хорошего тона, в том числе и в наше отсутствие. Другими словами, для нас важно, чтобы собака сама установила внутренний контроль нод своим поведением. Поэтому на втором этапе запрещающую команду не используют, а в случае попытки совершить проступок тотчас же применяют неприятные воздействия, которые должны усиливаться по мере повторения нежелательных действий, Важно отметить своевременность негативных воздействий: лучше всего, если они применяются на подготовительной стадии действия. Другими словами, именно в тот момент, когда собака только еще собралась сделать что-нибудь запрещенное: схватить пищу с земли, начать паять, запрыгнуть на диван, залезть на стол, собирается броситься на человека или другое животное и т.п., - применение неприятных для нее воздействий наиболее эффективно. Если негативные воздействия применяются несвоевременно, то они значительно менее эффективны. Во-первых, они могут быть не поняты животным, а во-вторых, отставленные во времени негативные воздействия выполняют уже роль наказания, а оно во много раз менее эффективно. При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяина,улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит подчас непоправимый вред. СОВЕТ №15:
Применяя отрицательные подкрепления, всегда оставляйте собаке возможность активно избежать их. Ведь положительные эмоции животное испытает лишь в том случае, когда ему удается активно избежать неприятностей. Неизбегаемые негативные воздействия загоняют собаку в физический или психологический "угол", что может привести либо к затяжному психоэмоциональному стрессу, либо к безудержной агрессии, направленной на "мучителя".3. Условные положительные и отрицательные сигналы (подкрепления). |
Одной из главных проблем, с которыми сталкивается владелец - это проблема скорости, с которой собака совершает те или иные движения в процессе обучения. Очень часто хозяин, обучая собаку, жалуется но ее тупость, но чаше всего дело не в глупости животного, а в том, что обучающий опаздывает с подкреплениями или дает их преждевременно. | Например, дрессировщик обучает собаку навыку посадки, животное в ответ на его неумелые действия то сядет, то встанет, то подпрыгнет, то вновь сядет, в результате сплошное расстройство. Владелец считает, что дает собаке лакомство за то, что она села. На самом деле он его доет то в момент, когда та уже начала поднимать свой зад, пытаясь встать, или тогда, когда оно уже поджала задние и приподняла передние лапы для того чтобы подпрыгнуть. В результате получоется, что все три вида действий животного подкрепляются хозяином примерно с одинаковой вероятностью. Оказывается, с этой проблемой легче справиться, если наряду с реальными подкреплениями (пища, игра, рывок поводка и т.п.) использовать условные (виртуальные) подкрепления - положительные и отрицательные. Условные подкрепления формируются по принципу условного рефлекса и чаще всего увязываются с каким-нибудь коротким звуковым сигналом (свисток, щелчок) или коротким словом ("До!", "Нет!"). Чаще всего, используют короткие звуковые сигналы: свисток или щелчок. Вслед за условным подкреплением животное обязательно получает реальное подкрепление лакомство или игру, но немного позднее, тогда, когда это становится возможным. Например, обучая собаку прыгать через барьер, мы щелчком подкрепляем ее в момент прыжка, а пищу даем после того как животное приземлится. По аналогии с человеческим языком, вовремя поданный "щелчок" для собаки означает: "Правильно, ты сделала то, что нужно!" Важно запомнить, что условные положительные подкрепления должны быть короткими сигналами (звук, слово), длинные слова "Молодец", "Умница", "Хорошо" не подходят, так как с их помощью трудно отобрать желаемое действие животного. Одновременно с другими средствами языка положительные и отрицательные условные подкрепления включаются в формируемый язык, который позволяет щенку или молодой собаке легче понимать нос в процессе обучения и дрессировки. 3.1. Положительные условные подкрепления. Как правило, перед введением этих сигналов в процедуру обучения проводят специальную подготовительную работу по выработке связи между условным сигналом и подкреплением. Схема образования такой связи очень проста. Лакомство или обычную пищу делят на множество мелких порций и складывают в сумочку. Перемещаясь по квартире, а потом и по улице, с разной периодичностью подают условный сигнал (например, щелчок) и сразу же выдают кусочек пищи. Постепенно, по мере выработки условно-рефлекторной связи интервал между сигналом и получением пищи варьируют, а условия выработки изменяют. В том случае если вы хотите сформировать положительный условный сигнал на любимую игру (игрушку), поступают подобным же образом. Перед каждой выдачей игрушки (или приглашения к следующему циклу игры) подается специальный условный сигнал (например, свисток) или же тот же, что и на выдачу пищи (щелчок). Для более быстрого формирования условно-рефлекторной связи игрушку до подачи сигнала где-нибудь прячут, например, в кармане (сумочке). В дальнейшем перед каждой дачей пищи или началом игры, с разными интервалами во времени, в разных местах (и дома, и на улице) необходимо подавать сигнал. Если фазу после подачи сигнала собака начинает облизываться или проявлять фрагменты игрового поведения - значит, условно-рефлекторная связь сформировано и условное подкрепление можно использовать при обучении. Я не провожу специальную процедуру формирования условного сигнала, а просто в процессе первого занятия с собакой перед дачей ей каждого кусочка лакомства произвожу щелчок языком, вот и все. Обычно уже к середине первого занятия собака сразу после подачи щелчка начинает облизываться. Чаще всего положительное условное подкрепление применяется при обучении сложным навыкам, трудным для понимания собаки, а также для ее активизации. Помимо этого его целесообразно применять при введении негативных воздействий для более быстрого переключения оборонительного поведения собаки на пищевое (игровое) поведение. 3.2. Отрицательные условные подкрепления. При дрессировке собаки я использую два типа отрицательных условных подкреплений. Первый тип отрицательного условного подкрепления я применяю на этопе формирования навыков как часть языка для упрощения взаимных обьяснений с собакой. Как правило, это какое-нибудь короткое слово, например, "Нет!" - его я увязываю с более или менее ярким проявлением моих негативных эмоций (см. также раздел 4.2.). По анологии с человеческим языком для собаки оно означает: "Делаешь неправильно!". Например, с помощью лакомства и направляющих воздействий руками укладываем собаку, как только она легла, подаем условное положительное подкрепление ("щелчок") и даем кусочек лакомства, а вот в тот момент, когда она попытается встать, применяем условное отрицательное подкрепление ("Нет!") и делаем это эмоционально. Особенно актуально применение этого типа условного подкрепления при обучении собаки каким-нибудь сложным навыкам (нопример, апортировке) или когда она находится на дистанции от дрессировщика, а также в обыденной жизни. Второй тип условного отрицательного подкрепления используется мною как аналог неприятных воздействий. Применение его означают для собаки запрет совершения нежелательного поведения: "собираешься делать то, что запрещено", "делаешь то, что запрещено". Обычно для этих целей используется короткое слово (команда) — "Фу!", "Тубо!", "Отрыж!" или слово собственного изобретения. Я обычно использую какое-нибудь свое слово, например, "Зя!" или "Тьфу!", и увязываю его с неприятными воздействиями (рывки поводка, воздействия бросковой цепочки, и т.п.). Выбранным коротким словом вы запрещаете собаке проявлять нежелательное поведение или, предвосхищая его начало, не даете ему проявиться. Введение запрещающей команды (условных подкреплений второго типа) на этапе формирования сопровождается нейтральным или слабо выраженным отрицательным эмоциональным фоном. Они напрямую связаны не с проявлением негативных эмоций дрессировщика, а с неприятными воздействиями но собаку. Схема формирования такой связи очень проста: перед неприятным воздействием, направленным на прекращение нежелательного поведения, необходимо произнести запрещающую команду, например, "Фу!" (то есть принцип аналогичен выработке условного рефлекса). Существует два возможных пути формирования связи между командой и неприятными воздействиями: а) постепенное наращивание силы неприятных воздействий (от слабых - объясняющих к сильным - ноказующим), предваряя их командой; б) экстренное введение сильных воздействий в сочетании с командой. Обычно я пользуюсь первым путем формирования связи, в этом случае при влиянии команды на собаку преобладает социальный компонент воздействия. Использование второго пути формирования создает более жесткую связь непосредственно между сомим воздействием и командой (по принципу условного рефлекса). Отрицательной особенностью связи, сформированной по второму пути, является то, что собака в этом случае может среагировать на запрещающую команду любого постороннего человека. Если сразу после подачи команды собака прекращает нежелательное поведение, значит, связь сформирована и сигнал запрета можно использовать по назначению. Однако следует помнить, что запрещающую команду применяют лишь на стадии объяснений, когда щенок еще толком не знает, что можно, а что нельзя. Тогда же, когда собаке хорошо известно, что она делает то, что делать нельзя, запрещающая команда не применяется. В этом случае следует без предупреждения использовать своевременные негативные воздействия. Таким образом, главное назначение запрещающей команды состоит в том, чтобы объяснить щенку, что ему делать можно, а что запрещено. Нужно иметь в виду, что сточки зрения щенка, запрет на уничтожение тапочек совершенно не относится к модельным туфлям, о запрет отрывания полы у куртки - к норковой шубе. То же касается и других запретов: разрывания штор, напрыгивания на людей, кусания за руки и ноги, преследования бегунов и велосипедистов и т.п. Таким образом, второе назначение запрещающей команды - обобщить в "сознании" щенка круг запретов, ввести своеобразные понятия запретов, и тем самым способствовать формированию правильных привычек, например: По мере взросления собаки значение запрещающей команды для ее воспитания становится значительно меньше. Однако, так как жизнь многообразна, команду запрето все равно иногда приходится использовать. Например, собака впервые увидело гусей и тогда ей с помощью этой команды надо объяснить, что преследовать их, как и кошек, тоже запрещено. Формирование условно-рефлекторной связи между запрещающей командой и неприятными воздействиями я ночинаю во время отучения собаки от подбора корма с земли, напрыгивания на хозяина и подхода к посторонним людям, а также грызения поводка, обуви и т.п., при этом использую принцип замены. Схема введения принципа замены в практику дрессировки следующая: сначала собаке объясняют, что когда она ведет себя правильно, она получает условное позитивное подкрепление ("щелчок") и что-нибудь вкусненькое, а когда неправильно - условное отрицательное подкрепление (слово "Зя!") и что-нибудь неприятное (рывки поводком). Если же собака отказывается от неправильного поведения, то получает опять условное позитивное подкрепление и что-нибудь вкусненькое - это и есть замена. В результате этой работы слово "Зя!" собака воспринимает, как если бы к ней уже применили те или иные неприятные воздействия, но при этом эмоциональное состояние собаки не страдает. Ведь собаке значительно проще отказаться от тех или иных "криминальных" намерений, если им на замену предлагается не меньшее удовольствие, но за разрешенное поведение. |
Поделись новостью с друзьями
Всего комментариев: 0 | |