20.07.2008

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ- СЛОЖНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ (продолжение)

            4. Эмоционально окрашенные подкрепляющие условные сигналы.
      Наши питомцы - существа социальные, общительные и поэтому ориентированы на поведение других членов стаи, особенно если эти члены являются распределителями каких-либо благ или же старше их по рангу, то есть являются для них начальниками. Ведь начальник может применить накозание, а ноказание - это всегда неприятно и поэтому лучше его избежать, своевременно отреагировав на предупреждающий рык вожака. Вот почему для собак понятна эмоциональная компонента наших слов, но в основном как одобрение или, наоборот, неодобрение поведения в целом или течения какого либо процесса.
      Другими словами, ярко окрашенная эмоционально похвала или ругань хозяина, предваряемая какими либо вполне определенными словами, для них очень даже понятна (ведь сука-мама на щенка тоже рычала). Таким образом, своевременная радость хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки исполняет роль эффективного подкрепления Однако подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
      В целом, использование при обучении собаки этого типа специальных сигналов напоминает известную детскую игру, в которой употребляются слова: "Тепло!", "Теплее!", "Еще теплей!", "Горячо!"; "Холодно!*, "Холоднее!" и т.п.
                  4.1. Социальное одобрение действий собаки.
      Объясняющие слова этого типа сопровождаются положительными эмоциями хозяина. То есть, произнося их, вы одобряете направленность действий своего питомца (например, движение в нужную сторону) или сохранение им определенной позы (например, выдержку в положении лежать).
      Зги слова не связаны с получением пищевого или какого-либо другого материального подкрепления (кроме социального одобрения) и означают для собаки: "делаешь правильно, делаешь верно, делаешь то, что нужно, делаешь в нужном направлении!" Обычно для этих целей используются слово: "хорошо!", "браво", "молодец", "умница" и т.д.
      Важно отметить, что если при обучении собаки мы используем лакомство (пищу), то в случае правильного исполнения приема ее надо хвалить словами ('социальное одобрение'), но не гладить. Поглаживание и ласка запускают другие виды мотиваций, которые, конкурируя с пищевой мотивацией, могут стать помехой на начальном этапе обучения животного. Это касается и любых других навыков, если при обучении используется лакомство или пища.
                  4.2. Социальное неодобрение действий собаки.
      Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу.
      Я не буду приводить здесь ругательство, которыми хозяин обычно отчитывает свою собаку, так как их придумывание даже у начинающих собаководов сложности не вызывает. Однако второй тип своевременных объясняющих слов, связанный с отрицательными эмоциями, я использую при дрессировке весьма активно.
      Эти слова всегда сопровождаются более или менее выраженными отрицательными эмоциями хозяина. Эти слова не связаны с неприятными воздействиями и означают для собаки: "делаешь неправильно, делаешь не то, что нужно! Обычно для этих целей я использую слово "нетГ. Коротким, эмоционально-насыщенным словом "Нет!" вы как бы останавливаете поведение, объясняя собаке нежелательную его направленность, или, предвосхищая его начало, не даете ему проявиться, то есть влияете на ее поведение еще на стадии намерений.
      По мере отработки навыка именно эмоционально окрашенными подкрепляющими сигналами, в сочетании с лаской и социальным одобрением хозяино, постепенно замещают реальное пищевое или игровое подкрепление.
      Обучать собаку простым дисциплинарным навыкам, как, впрочем, и большинству сложных навыков, можно и без применения специальных положительных и отрицательных условных подкреплений. Однако, несмотря на кажущуюся "бесполезность" их использования, настойчиво советую вам попробовать. Тот, кто однажды использовал условный "щелчок" или "свисток" в своей работе, а главное - понял смысл применения, тот без них обойтись уже не сможет. По эффективности применения условные подкрепления можно сравнить с современной снайперской винтовкой, а обучение без их использования — со стрельбой из древней аркебузы. Ведь использование условных подкреплений позволяет дрессировщику следовать одному из важнейших правил обучения — своевременности положительных воздействий.
            5. Правила введения нормативных и бытовых команд.
      Собаки очень внимательны и поэтому замечают все мельчайшие изменения в обстановке, которые способствуют успеху их усилий, и те, которые им не способствуют Это тоже для нас важно, так как, несмотря на то что язык направляющих воздействий рук и поводка, равно как и своевременных положительных (позитивных) и отрицательных (негативных) подкреплений, наиболее легко усваивается собакой, со временем для нее становятся понятными и отдельные слова, команды, о также фразы. Это понимание приходит довольно медленно, но облегчается, если слова и команды вводятся перед уже известными животному направляющими сигналами (т.е. освоенными элементами языка) и завершаются позитивным или негативным реальным подкреплением.
      Однако с введением звуковых команд не следует торопиться, так как звуковая команда, в том случае если она нормативная, требует от животного исполнения навыка в соответствии с нормативом. Например, поданная команда "Ко мне!" для собаки должна означать примерно следующее: "Сразу после команды «Ко мне!» брось все свои дела и быстро беги к хозяину, не отвлекаясь, по прямой пинии. После того как прибежишь к дрессировщику, обойди его определенным образом и сядь с ним рядом около его левой ноги, так чтобы твое плечо находилось напротив его бедра, сиди и жди в этой позе, сохраняя неподвижное положение, пока не будет подана другая команда". Преждевременное введение нормативной команды может только запутать животное, так как требования к ее исполнению в зависимости от этапа формирования навыка будут меняться. Поэтому в начале формирования навыка я ограничиваюсь лишь понятными для животного универсальными направляющими символами, а при необходимости предваряю их бытовыми словами и вспомогательными жестами. После того как собака понимает требования по исполнению навыка, ввожу бытовую или нормативную команду, которую применяю перед уже ранее известными сигналами. Исключением из этого правила может быть отработка простых навыков. Движение в положении рядом, посадка, укладка, вставание и т.п. могут отрабатываться фазу с использованием нормативной команды, но лишь в том случае, если для дрессировщика в дальнейшем не будет иметь значения правильность позы животного.
      Помимо нормативных команд целесообразно обучить собаку командам бытовым, например, таким как: "Садись!", "Ложись!", "Вставай!"', "Подожди!", "Остаешься!", "Отстань!", "Иди сюда!", "Пойдем!", Тише!", "Медленней!", "Быстрей!", "Молчи!", "Покажи", "Открой рот", "Дай лапу", "На бочок", "Осмотр", "Нетяни!", "Мыться!", "Машина", "Дорога" и.т.п.
      Как правило, бытовые команды представляют собой аналоги нормативных команд, но с меньшим количеством требований по их исполнению. Например, при введении сигналов "Вставай", "Садись", "Ложись" я не требую от собаки быстроты исполнения приема и сохранения правильной (нормативной) позы. А при отработке выдержки по команде "Остаешься" единственным критерием является выдержка в заданном месте, без соблюдения какой либо одной позы.
      Часть бытовых команд не являются собственно командами, они выполняют чисто информативную функцию, например, "Пойдем здесь" (при изменении направления движения), "Смотри, вон идет собака" (при появлении другой собаки), "Сейчас будешь кушать" (перед кормлением) и т.п. То есть если вслед за нашими словами или действиями происходят вполне определенные повторяющиеся события, то эти действия и слова также откладываются в памяти собаки. Помимо этого, если мы с собакой разговариваем и сопровождаем те или иные наши действия по отношению к животному вполне определенными словами или фразами, то и эти слова также запоминаются нашим питомцем. Бытовые команды формируют повседневный язык общения с собакой, их количество зависит от целесообразности применения и фантазии владельца. Правильное введение новых бытовых слов позволяет создать условия, в которых собака будет постоянно пополнять свой словарный запас, а значит, станет еще интересней в плане общения.
      Таким образом, важно запомнить, что в процессе воспитания со щенком нельзя все время общаться только посредством "нормативных" команд: "Сидеть!", "Лежать!", "Ко мне!" и т.п. Ведь эти команды должны им выполняться быстро, безотказно и по определенным правилам. Когда быстрота и автоматизм выполнения команды не требуются, общайтесь с собакой обычными словами, сопровождая их красноречивыми жестами или теми или иными универсальными направляющими символами. В результате такого разделения типов общения щенок будет более инициативным, раскрепощенным, лучше понимающим вас, а в нужный момент времени четче выполнит поданную нормативную команду. Вспомните: ведь и в любой армии мира также существуют два типа общения между подчиненными и командирами - "уставное" и "неуставное".
СОВЕТ №16:

      Следуйте следующим простым правилам:            
  • не бойтесь разговаривать со своей собакой, целенаправленно формируя смысловые ассоциации с теми или иными бытовыми словами и командами;            
  • отделяйте "нормативное" общение с собакой от "бытового" -обычного;            
  • не используйте нормативные команды в том случае, если у вас нет возможности проконтролировать поведение собаки. Если же вы подали нормативную команду, добейтесь ее точного исполнения.
  •             6. Сигналы, стимулирующие активность собаки.
          В качестве активизирующих сигналов я использую любые эмоционально окрашенные слова, настраивающие собаку на действия и стимулирующие на взаимодействие с дрессировщиком. Например, такие как "Работай!*, "Давай-давай!", "Думай!" и т.п. Активизирующие сигналы используются при обучении собаки преодолению препятствий, при игре с предметом в перетяжки, при обучении апортировке и т.п., и -что особенно важно - в рамках методик по активизации собаки и инициации ее мозга.
                7. Учим собаку говорить.
          "Умеет ли говорить ваша собака?" - этот вопрос я задавал многим людям в среде продвинутых и начинающих любигелей собак. И получал самые разнообразные варианты ответов. От уклончивого и неуверенного ответа: "Не знаю!" до категоричного и твердого ответа: "Конечно, умеет!". Посередине, как всегда, были самые правильные, но мой взгляд, варианты ответов, например, такой: "Собаки не умеют говорить как люди, но умеют объяснить нам, чего им в настоящее время хочется, а чего нет. Что они любят, а что не любят, и особенно хорошо получается у них показать хозяину, кого они любят, а кого ненавидят".
          И действительно, несмотря на то что наши животные не умеют говорить по-человечески, мы безошибочно можем определить, хочет пи собака есть или же ей нужно срочно на прогулку. Достаточно спросить ее: "Хочешь кушать?" -а увидев и услышав ответ, задать другой вопрос: "А может быть, ты хочешь гулять?" - и по ее поведению сразу узнаешь правильный ответ.
          Многие собаки, когда им чего-то очень хочется, проявляют изобретательность. Например, один мой знакомый родезийский риджбек по кличке Титан, когда ему холодно, просит разжечь камин, подталкивая хозяина своим корпусом к камину, а затем надеть на него любимую тельняшку,красноречиво приподнимая ее своим длинным носом. А во время ее надевания старается максимально оптимизировать процесс - сам просовывает в тельняшку голову, правую переднюю ногу и извивается всем телом.
          Миттельшноуцер по кличке Сани, когда хотела чего-нибудь вкусненького, всегда приносила в зубох собственную миску -сама этому научилась. Кобель по кличке Яргус, брозипьский фила, любит ходить в гости и радуется, когда его берут с собой. Но он не любит в гостях засиживаться допоздна. И поэтому ровно через час он всем сообщает, что уже пора ехать домой. Намеки его настолько красноречивы, что все его понимают.
          Мой цвергпинчер, когда я собираюсь с ним на прогулку, обычно ведет себя сдержанно. Но в том случае если меня вдруг что-нибудь отвлечет: домашние или телефон, он начинает нервничать и поторапливает меня, деликатно толкая своими передними лапами. "Ты не забыл?" вопрошают его глаза. "Подожди немного, Джимми!" -говорю я ему, и тогда он садится и снова ждет. Но вот его терпение иссякло, ведь хозяин исчерпал допустимый лимит времени, и тогда он напоминает мне снова, но уже более энергичным толканием и лаем. И я его понимаю, действительно невежливо заставлять так долго ждать Маленького капитана Джеймсо Бонда - это полное имя Джимми по родословной.
                      7.1. Приглашение к игре.
          В обычной жизни наши питомцы с помощью звуков беседуют со своими владельцами достаточно редко, как правило, в ситуациях крайней необходимости, сообщая своим хозяевам либо о возникновении тех или иных экстренных ("пожарных") ситуаций, либо о принципиальном несогласии с их действиями. Как же "разговорить" собаку? Как уподобить ее человеку и перевести ее общение с хозяином на другой уровень -словесный? "Самое простое, -решил я, - начать с вопросов и ответов" Ведь и человек, если ему задать какой-нибудь вопрос, может дать на него либо развернутый ответ, либо ответит просто "Да!" или "НетГ. Примерно так же работает и современный компьютер, выдавая в ответ на вопросы либо "1", либо "О", что можно приравнять к тем же "Да" и "Нет". А чем же собака хуже какого-то там компьютера? Почему бы не попробовать токую схему вопросов и ответов в беседе с собакой?
          "Для того чтобы собаку разговорить, - думал я дальше, -необходимо животному объяснить, что от смысла сказанного им будут напрямую зависеть последующие действия владельца. А действия эти принесут собаке либо быструю пользу, либо будут для нее неполезны или даже вредны"
          "Как это сделать?" - спросите вы. Можно ли научить собаку отвечать на те или иные вопросы? Ввести элементарную смысловую связь между ее звуковыми сигналами и конкретными событиями? Конечно, можно, но для этого сначола необходимо провести небольшую подготовительную работу:
       1) во-первых, прежде чем начинать учить собаку "говорить", необходимо провести работу по формированию положительного условного подкрепления (см. выше в разделе 3.1). Использование условного подкрепления, например,"Джентльменский набор лингвиста" щелчка | свистка и т.п.), значительно упростит и ускорит процедуру освоения собакой изучаемых закономерностей. Помимо этого вам желательно повторно ознакомиться с правилами применения своевременных положительных подкреплений (см. предыдущий номер журнала).
       2) во-вторых, вашего питомца нужно ноучить "произносить" два качественно разных по звучанию звука.
          Сначала обучим собаку подавать звуковые сигналы, один, из которых будет в дальнейшем соответствовать слову "Да!", а другой - слову "Нет!". Звук "Да" собака должна воспроизводить по команде "Скажи «Да»!" Он должен звучать звонко и эмоционально позитивно, например, это может быть звонкое веселое гавканье.
          Сигнал, соответствующий слову "Нет", должен вызываться словами "Скажи «Нет»!" и быть эмоционально приземленным. То есть звучать с некоторым негативным оттенком - рычание, бурчание, писк, скуление и т.п.
          Для упрощения процедуры обучения животного этим звукам позитивное веселое "Да!" я подкрепляю очень вкусной пищей (пища ц1), о звук, соответствующий слову "Нет!" - обычной пищей (пища м2). Обычная пища - это та, которую собака ест, но не очень любит (например, сухой корм, хлеб, сухари и т.п.). Естественно, что для каждой собаки наборы любимой и нелюбимой пищи могут очень сильно отличаться между собой.
          Если нам удалось сформировать два сигнала, имеющих разнокачественное звучание - это идеальный вариант, к которому мы стремимся. Однако и молчание, сопровождающееся определенной позой: отворачивание, легкое порыкивание или поскуливоние, подача лапы, как бы извиняясь, и т.п. также могут соответствовать слову "Нет". Это тоже слово "Нет", но только молчаливое, что упрощает процедуру обучения собаки игре в "Вопросы и ответы".
          Следует отметить, что при правильной работе собака, даже специально не обученная слову "Нет", научается его "произносить* в процессе обучения.
          Если предварительная работа выполнена, приступим к игре - "Вопросы и ответы". Ниже я привожу примерную методическую схему, которую, при желании, каждый из вас сможет развить в нужном для себя направлении.
                      7.2. Собственно методика.
                1 этап работы
          Проще всего эту "игру" начинать с использования a качестве тестовых предметов разнокачественных пищевых продуктов и различных несъедобных вещей. Их надо запасти заранее и приготовить в достаточном количестве. Пища должна быть порезана мелкими кусочками.
          Вот примерный перечет, необходимых предметов:
    1. Любимые виды пищи (пища u 1): мясо, колбаса, сыр и т.п.
    2. Отвергаемые собакой продукты: лук, чеснок, лимон, соль, хрен, горчица и т.п.
    З.Нелюбимые виды пищи (пища у 2); сухой корм, хлеб, баранки, сухофрукты, сухарики, макаронные изделия и т.п.
    4. Несъедобные предметы: зажигалка, спички, фен, расческа и т п.
          Мы берем в руку поочередно кусочки различных по качеству продуктов или каких-нибудь несъедобных вещей (зожиголка и т.п.) и подносим их к носу собаки. Даем ей понюхать и осмотреть предмет и одновременно с этим задаем один и тот же вопрос: "Хочешь?*.
          Предъявляя различные по качеству пищевые и непищевые предметы, я предполагал, что, обнюхав (увидев) вкусную пищу, собака захочет ее съесть и в ответ на наш вопрос "Хочешь?" скажет "Да!". А в ответ на вопрос "Хочешь?" и предъявление невкусной пищи или несъедобного предмета собака ответит "Нет!" или же молча отвернется.
          На самом деле так примерно и получалось, но с небольшими отступлениями, которые как раз и требовали коррекции.
          В начале обучения, если пища нравится нашему питомцу, то он нам молча, как привык раньше, говорит свое "ДаГ, но нам-то нужно, чтобы он сказал это "словами*. Для этого мы используем ранее сделанную "заготовку" и просим его "произнести" слово "Да" Выглядит это примерно так. Вы подносите к носу собаки кусочек пищи, даете понюхать, о затем отодвигаете кусок от носа на недосягаемую высоту и спрашиваете: Хочешь?", -а затем говорите: "Если хочешь, тогда скажи «Да!".
          Как только собака произнесет нужный звук, тут же подается "щелчок" (ранее сформированное условное подкрепление) и ей дается кусочек, который предъявлялся для занюхивания. Затем вы берете кусочек другой пищи, тоже любимой собакой, даете понюхать и задаете снова тот же вопрос "Хочешь?". Как правило, животные уже на второй-третий роз сами начинают весело говорить слово "Да!", и здесь нам пора перейти к следующей части программы, введению в это упражнение слова "Нет!"
          Для этого мы берем в руки кусочек отвергаемой пищи, например, лимон и, поднеся ее к носу собаки, а затем убрав, зодаем свой уже привычный для нее вопрос "Хочешь?". Если собака весело говорит "Да!", то мы подносим этот невкусный кусок к ее рту и пытаемся его туда запихнуть, но делоем это недолго и ненастойчиво. Затем снова подносим этот же кусок к носу и снова зодаем свой вопрос "Хочешь?", а кусок при этом не убираем от собачьего носа. Если собака отворачивается, демонстрируя на своем "немом языке", что оно есть эту пищу не будет, то мы подаем "щелчок", который сразу же подкрепляем кусочком обычной пищи (пища и 2). То есть даем ей такой корм, который не является для нее лакомством.
          После этого мы снова предлагаем несъедобную пищу, например, чеснок, и просим от собаки ответа. Если она ошибается и отвечает нам "Да!", то и в этом случае мы снова пытаемся запихнуть эту пищу ей в рот и при этом снова задаем вопрос "Хочешь?". Если собака отворачивается, то мы подаем "щелчок" и подкрепляем его пищей ц 2.       Обычно после 2-3 предъявлений несъедобной пищи я 1-2 раза предлагаю собаке к опознанию любимую пищу. А затем перехожу к чередованию в случайном порядке пищи съедобной и несъедобной. При этом, когда собака уже четко отвечает красноречивым молчаливым "Нет" на предъявление несъедобной пищи и веселым "Да!" на предъявление лакомства, я начинаю стимулировать собаку на произнесение ранее заученного звукового сигнопа "Нет!".
          Для этого, когда собака показывает с помощью пантомимы свое "Нет", я не произвожу "щелчок", а прошу ее произнести выученный ранее звук "Нет!", произнося словосочетание "Скажи «Нет»!".
          Если собака сразу не может произвести этот звук, то я, как бы возвращаясь назад, провожу работу только с непищевыми и отвергаемыми предметами и добиваюсь у нее устойчивого ответа "Нет!". При этом в обязательном порядке использую схему изменяемого режима подкреплений (см. предыдущий номер журнала), Надо отметить, что многие животные и без предварительного обучения свое молчаливое "Нет!" сопровождают каким-нибудь звуком недовольства (рычанием, ворчание, повизгиванием, писком и т.п.).       В последующем, чередуя в случайном порядке лакомство с нелюбимыми или отвергаемыми продуктами, а также несъедобными вещами, мы формируем у собаки представление: если хочешь это получить (съесть), то ты должна ответить "Да!", а если ты это не хочешь есть, то ответь "Нет!*.
                2 этап работы
          На следующем этапе обучения собаки целесообразно провести работу, подобную только что описанной, с использованием любимых и нелюбимых игрушек, а также предметов, с которыми ваша собака никогда играть не будет.       Принцип подкрепления остается прежним: в том случае если предмет нравится собаке и она собирается с ним играть, вызывайте ответ "Да!" (подкрепляйте его игрой с этой игрушкой). Если же предмет ей безразличен, то вызывайте ответ "НетГ и подкрепляйте его пищей у 2.       А затем мы переходим с собакой к разрешению других, более отвлеченных ситуаций или последовательностей событий, всегда предполагающих возможность выбора животным какой-либо одной альтернативы.
                3 этап работы
          Задача третьего этапа состоит в переносе сформированных представлений собаки о возможности выбора между двумя альтернативами на другие ситуации, в которых также можно сделать выбор и на вопрос также ответить либо *ДаГ, либо "Нет!". При создании любой модельной ситуации в ее основе должна лежать не обязательно пищевая потребность, а какая-либо другая высокая заинтересованность собаки в предлагаемом альтернативном выборе. Необходимо помнить, что при выполнении любого из приведенных ниже упражнений владелец должен быть уверен, что собака правильно понимает заданный ей вопрос.

         Приведем некоторые из них, которыми вы сможете воспользоваться.
              1. Перед едой. Если на вопрос "Хочешь кушать?" собака отвечает "Да Г, то получает еду, если говорит "Нет!", то получает пищу и 2, а еда убирается и даегся через паузу и только после ответа "Да!".
              2. Перед игрой. Если на вопрос "Хочешь поиграть?" собака отвечает "Да!", то получает порцию игры с той игрушкой, которую выбрала. Если же собака говорит "Нет!", то получает пищу у 2, о игрушка убирается и предлагается через паузу и дается только после ответа "Да!".
              3. Перед выходом на прогулку спрашиваем "Гулять хочешь?", и если собака отвечает "Да!", открываем дверь и выходим в подъезд. Если же в ответ собака молчит или отвечает "Нет!", то снимаем ошейник, вешаем поводок, раздеваемся и делаем паузу. После паузы все повторяем сначала....
              4. Подобные же вопросы можно задавать перед посадкой в лифт или спуском по лестнице, или перед выходом из двери подъезда.
              5. При выборе маршрута прогулки в зависимости от полученного ответа идем в любимый собакой парк или в прямо противоположную сторону.
              6. Такие же вопросы можно задавать собаке после прогулки при возвращении домой, двигаясь по тому или иному маршруту. Особенно быстро соображают наши питомцы, когда подходят к двери в собственную квартиру, где их ожидает вкусная еда.
              7. Выбор приятных или неприятных ощущений также можно сопровождать вопросами, например: "Хочешь, я тебя погложу?" - ласка; "Хочешь, я тебя почешу?" — расчесывание шерсти; "Хочешь, я тебя помою?" - купание собаки; "Хочешь, почищу тебе уши?" - чистка ушей и т.д.
              8. Собаки - существа вежливые и поэтому и без всякого специального обучения они обычно по-своему здороваются.
          При этом либо подходят и просто виляют хвостом, либо придумывают какой-нибудь свой фирменный знак приветствия. Например, прижимаются к человеку боком, залезают между ног или ставят ему на грудь передние лапы. Однако собаку можно научить здороваться и прощаться с помощью специальных звуковых сигналов. Если каждый раз при встрече со знакомыми людьми или членами семьи вы будете придерживать собаку и просить ее: "Поздоровайся!, "Скажи «Да!", и будете отпускать собаку для обычного приветствия только после того, как она произнесет звук "Да!", то через некоторое время и после слова "Поздоровайся!*, а затем и без всяких слов собака сома, произвольно, начнет здороваться с приходящими людьми. Причем делать это будет со всеми по-разному. Надо отметить, что и приходящие люди тоже должны бьпь вежливы и приветствовать собаку словами "Здравствуй!" или "Привет!". Если то же самое делать и на улице, то она начнет проявлять чудеса вежливости и во время прогулки.
          Для этого навык, приобретенный в условиях квартиры, надо перенести на улицу. И просить собаку здороваться, когда она увидит знакомую собаку или человека. Чтобы это получилось, не спешите спускать ее с поводка. Сначала попросите ее поздороваться. Так, как вы делали это в квартире. Если получаем ответ "Да!", то отпускаем собаку с поводка для обычного приветствия. Если же ваш питомец молчит, тогда разворачивайтесь и уходите, а через некоторое время, после паузы, возвращайтесь к группе собачьих друзей, и повторяйте свой вопрос...
          Если при расставании, перед тем как разойтись, владельцы собак или другие знакомые будут говорить вашей собаке "Пока!" или "До свидания!", называя при этом кличку, то собака тоже начнет с ними прощаться. При условии, что вы ее возьмете на поводок и попросите об этом. И не уйдете, пока она не произнесет звук "Да!". Удивительно, но это факт. Со временем прощальный звук "Да!" собака преобразует, и он начнет все больше и больше напоминать звук "Нет!". Это происходит, по-видимому, потому что животные, как и люди, не любят расставаться с друзьями.
          Приемы голосовой активизации собаки апробированы. Собаки, обученные отвечать на те или иные вопросы, а также здороваться и прощаться, становятся вдруг необычайно вежливыми и болтливыми. Особенно много и разнообразно они «говорят» после разлуки с хозяином. К сожалению, их страстные монологи невозможно «перевести» на человеческий язык, но то, что они хотят с помощью звуков донести до человека некую важную информацию — это очевидно.
          Совершенно точно также и то, что каждое "Здравствуй!" или "Прощай!", а также "Да!" или "Нет!" произносятся собакой по-разному: и по тембру голоса, и по громкости, и по эмоциональной насыщенности, и по модальности. Например, сигнал "Да!" может звучать громко и весело, а может быть эмоционально приглушенным и почти совсем не слышным; веселое "Пока!" в ситуации прощания с малознакомыми людьми будет сильно отличаться от грустного "Прощай!" при расставании с любимыми владельцами. Иногда это "Прощой" начинает больше напоминать сварливо-осуждающее: "Опять уходите? Все-то вам дома не сидится!".
          Например, аляскинский маламут по кличке Лапка совершенно по-разному общается с членами семьи, знакомыми и незнакомыми ему людьми. А вот людей, входящих в его ближнее окружение, он приветствует то весело, а то сдержанно или совсем холодно. Характер его приветливости, по-видимому, зависит как от статуса человека, так и от динамики отношений между ним и собакой. Как правило, Лапка радостно приветствует, но очень плохо прощается с людьми ему близкими и, как это ни странно, со всеми молодыми девушками. Легко, можно сказать, по-светски у него получается здороваться и расстоваться с малознакомыми людьми, и делает он это по собственной инициативе. Поэтому, если вдруг на улице вы встретитесь с раскланивающейся направо и налево большой лайкой, напоминающей по виду волко, то не удивляйтесь - это Лапка, первый аляскинский маламут, который научился говорить.
    СОВЕТ №17:

    Если вы завели собаку для общения, то попытайтесь ее «разговорить». Ведь полноценным общение с ней можно назвать лишь в том случае, когда оно двухстороннее.

          Описанные методы формирования специального языка общения ускоряют процессы обучения и умственного развития собаки, позволяют упростить ее адаптацию к окружающей среде, улучшить взаимопонимание между человеком и его питомцем. Зачастую решение сложных задач, возникающих при дрессировке, возможно только при использовании этих методов общения.
          Однако полноценные взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, когда возникший между ними своеобразный «языковой» контакт основан на взаимном интересе и доверии. Собаки не терпят фальши, поэтому хорошему дрессировщику необходимо быть неплохим актером, ведь его эмоции, проявляемые во время работы, должны быть искренними.
          Как сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание? Ответ прост: с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком. В начале воспитания щенка ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений, и особенно эмоции, принесут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, о также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните, ведь и для маленького ребенка в первые годы жизни слова мало что значили.
          Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с «немым языком» и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет зноть все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, будут более понятны ваши требования. Причем при формировании и отработке каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами.
          Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много такого в ее поведении, чего раньше просто не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.
          Если взаимопонимание между владельцем и его собакой отсутствует, как правило, возникают проблемы во взаимоотношениях между ними. Результат таких взаимодействий: с одной стороны - интеллектуальное недоразвитие собаки, а с другой - самые разнообразные проблемы, связанные с управлением ею.


    Категория: Журнал "Мир собак" | Просмотров: 2749 | Добавил: _A_X_I_L_E_S_ | Рейтинг: 0.0/0

    Поделись новостью с друзьями









    Похожие статьи про собак


    Последние статьи про питомцев


    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Терьертория - всё о терьерах © 2019. Хостинг от uCoz