27.05.2008

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ- ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ- ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Продолжаем разговор на тему "ТОЛЬКО ОТ ЖИЗНИ СОБАЧЕЙ СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?"
(начало в журнале "Мир собак", №2, 2008).
Отвечает Валерий Степанович Варлаков.
бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки,
которая позволяет быстро обучить собаку
необходимым навыкам и эффективно
отработать их до безотказности.
Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак,
которая в настоящее время готовится к изданию.
      Однажды, ранним майским утром, на поляне в лесу встретились две цивилизации. Представители одной из них общались между собой в основном с помощью звуков, а сопровождавшие эти звуки мимика, движения конечностей и тела служили необязательным дополнением. Настолько необязательным, что многие из общавшихся всячески сдерживали себя от их проявления.
      Чаще всего "Первые" (назовем их так) произносили звуки и делали это так быстро и настолько тихо, что невозможно было разобрать их сочетания. Иногда, особенно при общении с представителями другой цивилизации, они издавали громкие раздельные звуки, размахивая при этом верхними конечностями. У отдельных представителей первой расы звук голоса подчас становился настолько резким и громким, что напоминал визг, лай и рычание одновременно. Этот звук пугал окрестных птиц, они вспархивали с веток и улетали в более безопасное место. Представители же другой цивилизации (назовем их "Вторые"), услышав этот визг, реагировали на него спокойно, по-видимому, они к этим звукам уже давно привыкли. Даже не вздрагивая, лишь внимательно и с некоторым удивлением они смотрели на "контактера", после чего вновь возобновляли общение между собой.
      Эти "Вторые" общались между собой не с помощью привычных для нас слов, а использовали различные по сложности комбинации движений туловища (специальных поз), поворотов головы и ушей, изгибов шеи, поднятия и опускания волос и различных мимических движений. В их общении важную роль играли также конечности и хвост. Их различные сгибания и распрямления, приседания и подпрыгивания на месте и в движении,положение хвоста и характер его движений многое значили для партнеров общения. Другими словами, в отличие от представителей первой цивилизации, в основе общения 'Вторых' лежал не язык звуков, а язык пантомимы. Они были совсем другими и общались между собой практически беззвучно.
      Периодически представители первой и второй цивилизаций разбивались на пары и общались, стараясь понять друг друга. Для этого они ставили какую-нибудь задачу и пытались решить ее совместно, при этом "Первый' всегда был главным в паре.
      Одним парам общение удавалось лучше, другим хуже, но в целом чувствовалась большая напряженность в совместной работе. "Первые' часто рычали на "Вторых". А те, не понимая их, либо всячески извинялись (на своем языке, который плохо понимали "Первые"), либо отказывались от общения на таких условиях. Иногда такой отказ приводил к конфликту, который сопровождался громкими звуками с обеих сторон. При этом "Вторые" обнажали зубы и угрожающе рычали на "Первых", а те, в свою очередь, тоже рычали. В случае если ни одна из сторон не уступала, конфликт перерастал в прямое столкновение, во время которого 'Первые' использовали передние конечности, а 'Вторые' — зубы; в итоге побеждал самый смелый или отчаявшийся.
      Но, к сожалению, в этих спорах и межцивилизационных стычках не рождалась истина. Наоборот, взаимонепонимание усиливалось, появлялась усталость и отвращение к совместной работе и общению в ее процессе. И вот тогда делался перерыв. Каждый из членов пары общался со 'своими' - это им удавалось легко, и так они отдыхали...


      Если вы думаете, что это начало какого-нибудь фантастического рассказа, то ошибаетесь - это всего лишь описание работы по обучению собак на типичной дрессировочной плошадке в субботнее (воскресное) майское утро. Где в роли 'Первых*, как вы уже догадались, выступают владельцы, а в роли 'Вторых" - их питомцы, собаки.
      И действительно, попав в семью человека, щенок оказывается в роли инопланетянина, который сталкивается с абсолютно иной информационной средой, нежели та, которая принята в его мире. Парадокс состоит в том, что владельцы животных, т е. мы с вами, об этом, как правило, и не догадываются, списывая трудности взаимопонимания на непонятливость шенка, на его тупость, упрямство, нежелание учиться и т. д. и т. п.
      Щенку-"инопланетянину" действительно тяжело разобраться в человеческом языке, ведь большинство владельцев и не ставит перед собой задачу научить собаку понимать смысл слов и действий окружающих ее людей. Некоторые из собаководов пытаются учить своих питомцев произносить слова подобно человеку, например, "мама", "папа" и т. п., и этим ограничиваются забывая, что это мы с вами живем в мире слов, тогда как в мире собак общаются совсем по-другому - на невербальном (т е. несловесном) уровне.
      Несмотря на то, что, согласно многочисленным опросам, большинство людей заводят собак прежде всего для общения с ними, со своими питомцами мало кто общается по-настоящему. Да и откуда взяться правильному общению, если в большинстве книг по дрессировке и воспитанию собак вопрос взаимопонимания между собакой и дрессировщиком вообще не поднимается. По-видимому, авторы книг считают, что если владелец собаки воспользуется описанным ими способом действий, то собака автоматически поймет своего хозяина. К сожалению, но практике это далеко не так.
      Помимо этого, большинство специалистов отрицает наличие у собаки способности к освоению сложного языка. "Если собака не в состоянии развиваться в языковой сфере, какой смысл этим заниматься", - думают они. Исходя из этих утверждений, мало кто пытается развивать способность своих собак к двустороннему общению. Я считаю эту точку зрения неправильной.
      Как же, вопреки существующим представлениям и "корявому" дрессировочному языку, наши питомцы понимают своих воспитателей и их домочадцев", "Как удается домашней собаке приспособиться к человеческому сообществу и жить рядом с нами но протяжении веков и при этом понимать нас?" - спросите вы. — "Ведь иначе бы она не выжила"

Все суки-матери являются прекрасными прирожденными дрессировщиками. Посмотрите, как быстро и своевременно они реагируют на те или иные действия своих детенышей и насколько эффективно управляют их поведением, а главное - они абсолютно понятны своим воспитанникам.

      Ответ прост: из-за хорошей способности домашней собаки - освоению языков.
      Ведь и мы с вами общаемся не только на словесном уровне, но и на невербальном. Наши жесты, мимика, эмоции, различные изменения поз, т. е. вся та пантомима, которой в обычной жизни мы придаем меньшее значение, чем словам, для собаки являются хорошо читаемой книгой.
      По-видимому, невербальный язык имеет много общих сигнальных характеристик, отражающих одни и те же виды ярких мотивационных и эмоциональных состояний, у различных видов млекопитающих. А их нюансы (более тонкая специфика тех или иных сигналов) запоминаются на всю жизнь в раннем детстве в процессе повседневного общения с матерью и сверстниками и во время совместных игр по принципу импринтинга', то есть "запечатлеваются". Если бы эти механизмы у собак не были развиты, то они давно вымерли бы. Ведь все их предки погибли бы во время охоты на крупную добычу или во время схваток в конкурентной борьбе с соплеменниками, вовремя не просчитав степень риска.
      Так или иначе, но мы с вами точно знаем, как, впрочем, и кошка, и собака, с кем в данный момент можно дружить, о кого лучше обойти стороной. Другими словами, есть общие характеристики гнева, испуга или дружелюбия и у человека, и у собаки, и у кошки. Вот почему кошка понимает собаку, а собака - кошку, а главное -именно поэтому собака понимает нас с вами.
      В связи с тем, что щенка забирают от суки-мамы в раннем возрасте, основное бремя воспитания молодой собаки, в том числе и развитие у нее "языковых" способностей, ложится на владельца. То есть владелец щенка и его семья принимают на себя функцию родителей.
      Между тем хорошо известно, что если мать или другие члены семьи не будут заниматься с младенцем, не будут учить его языку, человек не сможет говорить на своем родном языке. Например, известны случаи нахождения детей, воспитанных собакой, которые совсем не умели говорить или говорили очень плохо, однако хорошо лаяли и отлично понимали язык собак.

      При обучении щенка общению с человеком владельцу приходится решать две основных задачи:
            
  • как научить щенка понимать те или иные действия и слова владельца - дрессировщика, а в дальнейшем, при необходимости, и других людей;             
  • как объяснить собаке, что оно тоже может "говорить", то есть целенаправленно, посредством звуковых или каких-либо других сигналов, передавать информацию о своих устремлениях.

          Другими словами, для того чтобы создать полноценный взаимный язык, требуется развить у собаки:
                
  • с одной стороны, способность к пониманию наших слов и других наших действий (жесты, касания и надавливания руками, сигнальные воздействия поводком и т.п.);             
  • с другой стороны, ее собственные сигнальные средства (определенные звуковые или поведенческие сигналы), а главное -понимание, что она ими может пользоваться "
          В экспериментах но зрелорождающихся (лосята, ягнята) и незрепорождающихся детенышах (щенки, котята) было показано, что в первые дни жизни, еще в подсосный период, они очень чутко реагируют на любые события и изменения обстановки, приводящие к успеху или неуспеху их пищедобывательной деятельности (достижения соска и полунения молока). Такая же специфика их поведения была отмечена и в старшем возрасте при переходе на твердую пищу.
          Детеныши не просто реагируют на те или иные сигналы и события, определяющие успешность их пищевого поведения, но и очень точно, практически с одного раза запоминают их новые параметры. Особенно успешно это происходит в том случае, если эти параметры находятся в этологически значимом диапазоне стимулов.' Такие стимулы они запоминают очень быстро, практически с одного раза, как бы запечатлевают В этологии, науке о поведении животных в естественной среде обитания, это явление получило название импринтинга.

          Так как мать активно помогает детенышам в раннем возрасте повысить эффективность их поведения, направленного на получение пищи, они особенно легко воспринимают и запоминают специфику ее тактильных (прикосновения, ношение, подталкивания, захваты и т.п.), позных, мимических и звуковых сигналов. При этом надо отметить, что все суки-матери являются прекрасными прирожденными дрессировщиками. Посмотрите, как быстро и своевременно они реагируют на те или иные действия своих детенышей и насколько эффективно управляют их поведением, а главное - они абсолютно понятны своим воспитанникам. Следует у них поучиться, подумал я - и создал язык, подобный языку, принятому в собачьей среде.
    Как показала практика, предлагаемая ниже система формирования специального языка общения с собакой не намного хуже. Даже взрослые животные практически сразу и навсегда запоминают сигналы, входящие в нее.
          Эффективность искусственного языка обусловлена тем, что, во-первых, его идеология основана на научных концепциях, прошедших длительную проверку практикой на различных видах животных (от аквариумных рыбок до дельфинов), а во-вторых, перенята у собак.
          "Зачем так сложно?" - спросите вы. - "Ведь все предыдущие поколения дрессировщиков обходились без специального языка и успешно дрессировали своих питомцев". А вот и нет, не обходились! На самом деле, в процессе дрессировки или просто совместной жизни с собакой язык, понятный ей и ее хозяину, всегда формировался стихийно, хотел того человек или нет.
          В зависимости от стиля общения между ними, он был более или менее разнообразен. Чем более сложные функции выполняло животное, тем более богатый язык общения необходим был для эффективной работы партнеров. Посмотрите на работу пастушьих, поисковых и полицейских собак - и вы увидите, насколько ориентированы они на проводника, как слаженно работает пара.
          Поражает воображение необычайно богатый язык взаимодействий между проводником и его собакой во время подготовки и соревнований по аджилити". И это понятно - ведь лучших результатов достигают именно те спортивные собаки, которые научились лучше понимать своего хозяина. Конечно, для собаки, посаженной на цепь (или в вольер), специальный язык практически не нужен, А вот животным-компаньонам, к которым относится большинство собак, проживающих в условиях большого города, для того чтобы не доставлять больших проблем своему хозяину, надо хорошо понимать не только своего хозяина, но и членов семьи, и других окружающих его людей и животных.

          Специальный язык, помогающий при воспитании и дрессировке

          Многие думают, что с собакой нужно общаться только посредством нормативных команд, отрицая тем самым ее способность к логическому осмыслению окружающего мира и происходящих событий. Я считаю, что эта точка зрения ошибочна. При правильном воспитании, ориентированном на развитие мозга, собака способна понимать значения сотен произнесенных слов, независимо от интонации.
          Собаки понимают не только смысл слов и интонаций, но и поведение человека в целом, его направленность. Наша мимика, жесты, те или иные действия, движения и эмоции анализируются четвероногим партнером и       сопоставляются с событиями, затрагивающими его интересы.
    Успех обучения находится в прямой зависимости от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю без каких- либо дополнительных слов объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако для начинающего дрессировщика подчас это оказывается очень сложной, трудноразрешимой проблемой.
          Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления не всегда удается. Помимо этого, при работе с собакой не всегда возможно воздействовать на собаку в нужный момент, когда она находится на некотором удалении от хозяина, однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет.

                      
    Вот почему структура специального дрессировочного языка включает в себя несколько типов сигналов:
    • направляющие универсальные символы;
    • своевременные положительные и отрицательные воздействия (подкрепления);
    • эмоционально окрашенные подкрепляющие условные сигналы;
    • условные положительные или отрицательные сигналы (подкрепления);
    • нормативные и бытовые команды;
    • сигналы, стимулирующие октивность собаки.


Любое копирование и перепечатка материала только с письменного разрешения редакции журнала

Более подробно статью можно прочитать в журнале Мир собак № 3, 2008 год. Уже в продаже. Ссылка на наш сайт обязательна.



Категория: Журнал "Мир собак" | Просмотров: 2016 | Добавил: _A_X_I_L_E_S_ | Рейтинг: 0.0/0

Поделись новостью с друзьями









Похожие статьи про собак


Последние статьи про питомцев


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
▲ Наверх