14.03.2008

Укрощение строптивых (начало)

Отвечает Валерий Степанович Варлаков.
бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки,
которая позволяет быстро обучить собаку
необходимым навыкам и эффективно
отработать их до безотказности.
Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак,
которая в настоящее время готовится к изданию.
 
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ
ТОЛЬКО ОТ ЖИЗНИ СОБАЧЕЙ СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?
     Как правило, утверждение “Собака – друг человека!” ни у кого не вызывает сомнений. Однако, по опыту знаю, что порой это бывает не так. В жизни подчас все происходит иначе, и собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести. А надежда воспитать из щенка верного и преданного друга, не оправдывается.
     Почему же, создав из собаки друга несколько тысячелетий тому назад, человек не всегда может обрести его в наши дни? Отчего из одних щенков вырастают воспитанные и послушные собаки, а из других нет? Почему для одних людей воспитание и обучение собаки – радостная и сравнительно легкая работа, а для других – непосильный труд, непреодолимая преграда? Как добиться желаемого поведения собаки, используя гуманные методы? Как сделать так, чтобы собака была не в тягость, а в радость?
     На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье.
     Теперь о проблемах, которые, возможно, у читателей уже есть.
1. МЫ САМИ С УСАМИ
     Перед нами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен – этакий вислоухий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев. Их рассказы о нем полны любви и умиления – эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце.
     В возрасте 3-5 месяцев разговоры о щенке по-прежнему сквозят умилением, но уже полны и озабоченности, ведь у владельцев появились проблемы. Песик подрос, вытянулся, стал еще более активным, самостоятельным и менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться – требуется вмешательство инструктора по дрессировке.
     И вот долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но возникает парадокс – внимательно слушая советы, иногда (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления состоит в том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук и профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария). В том числе, и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.
     Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8-18 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) маленькие проблемы перерастают в огромные. Умиления в рассказах о любимце становится все меньше и меньше, а горечи и боли все больше и больше.
     Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака – существо живое, имеющее сложный внутренний мир, обладающее своей собачьей “волей”, “хитростью”, эмоциями и умением любить и ненавидеть.
     При управлении собакой, в ответ на одни и те же слова и действия, может наблюдаться прямо противоположное поведение. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть. То есть необходимо научиться читать поведение собаки и понимать ее устремления и их последствия.
     Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки, ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Но ведь вдумчивый человек и сам может многому научиться.
     Следует также отметить, что если система воспитания человека (ребенка) так или иначе передается по традиции, из поколения в поколение, то основы воспитания, обучения и дрессировки собаки, к сожалению, нам приходится осваивать с нуля.

 
СОВЕТ №1:
Всему надо учиться, в том числе и управлению собакой. Следуйте советам профессионалов, точно выполняя их инструкции, ведь они уже имеют опыт воспитания и дрессировки собак.
2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
     Проблемы воспитания, по моему мнению, являются одними из основных проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод. На мой взгляд, в основе их возникновения лежит несколько причин: запоздалое начало воспитания, банальная неграмотность, неправильное отношение к собаке, искаженное представление о гуманности, сложности взаимопонимания, искажение иерархических отношений в семье, непростой характер собаки.
 
Запоздалое начало воспитания


     Народная пословица о том, что воспитывать ребенка надо тогда, когда он лежит поперек лавки, а не вдоль нее, в значительной степени отражает и ситуацию с воспитанием собаки.
     Многие владельцы собак, не задумываясь о сущности воспитания щенка, по незнанию путают его с подготовкой собаки по определенному нормативу (“Общий курс дрессировки” /ОКД/, BH, IPO). Поэтому начало целенаправленной работы по воспитанию они соотносят с определенным возрастом щенка (9-12 мес.) и начинают ее тогда, когда он уже становится половозрелым подростком. Я считаю такой подход глубоко ошибочным, так как в этом возрасте у щенка уже имеются сложившиеся привычки (нормы поведения) как по отношению к владельцам, так и к окружающему его миру. Животное нужно уже не воспитывать, а перевоспитывать.      
Отношения с собакой легко строить до полового созревания, а в более позднем возрасте их менять очень сложно, т. к. они уже сложились и не всегда в пользу членов семьи.
     В половозрелом возрасте щенок, как и любой другой подросток, уже не склонен подчиняться. Его интересы направлены в меньшей степени на хозяина, в большей на игры и другие виды общения с собаками. У щенков (особенно кобелей) начинает ярко проявляться половая потребность, которая стимулирует их на поиск потенциального полового партнера. При этом резко снижается их склонность к послушанию и возрастает конфликтность. И если адекватных воспитательных мер ранее предпринято не было, то именно в этом возрасте щенок может впервые проверить своего хозяина на крепость характера. Другими словами, у щенка может возникнуть желание с помощью зубов завоевать более высокий социальный статус и стать в семье главным.
     Сложностей в управлении собакой добавляет также и то, что в этот же период у собак начинает просыпаться врожденная склонность к охране территории, которую они считают своей, возрастают тенденции к дракам с собаками, защите хозяина.      В зависимости от породы, размеров, а также других индивидуальных особенностей половозрелость у щенков наступает в разные сроки, но в среднем от 6 до 12 месяцев (у мелких пород собак раньше, у крупных позже). Индикатором начала наступления половозрелости у кобелей является появление активного мечения территории. Другими словами, если ваш щенок во время прогулки вдруг начал писать часто, уверено поднимая заднюю ногу, значит, он вступил в подростковый период. Наступление половозрелости у сук можно определить по появлению первой течки.
     Чем раньше с собакой начинают обучение, тем более полноценной она вырастет. Я считаю, что со щенком следует начинать заниматься в возрасте 2-3 месяцев. В этом возрасте большинство собак ориентировано на подчинение, а их интересы направлены внутрь стаи (семьи) человека. В это время с собакой легко, без тяжелых потрясений и войны можно построить правильные отношения всем членам семьи, в которой она проживает (если, конечно, они этого захотят). Особенно важно начинать раннее обучение с собаками крупных пород (кавказская, среднеазиатская, южнорусская овчарки, доберманы, ротвейлеры и другие) и со щенками, склонными к доминированию над человеком независимо от их размера и породы.
     Щенок чрезвычайно легко и быстро учится, т. к. все его естество в этом возрасте настроено именно на обучение и на подчинение старшим членам стаи. Только не все методические и технические приемы обучения, объединенные понятием «дрессировка», подходят для обучения и дрессировки щенка. Помимо этого важно понимать и то, что в этом возрасте проводится работа, направленная на развитие и воспитание собаки, без жесткой отработки нормативных навыков. То есть нормативные навыки все равно отрабатываются, но требования к их исполнению по скорости, четкости, длительности и надежности не такие, как у взрослых собак.

 
СОВЕТ №2:
Начинайте воспитание собаки с момента появления ее в вашем доме. Пригласите специалиста по дрессировке хотя бы для нескольких консультаций.
Банальная неграмотность
     Некоторые собаководы считают, что стоит завести породистого щенка, и он при должном кормлении и содержании, но без особых усилий со стороны владельцев, как по мановению волшебной палочки, из маленького карапуза, сам по себе, вырастет в верного, надежного друга. И станет таким же умным и послушным, как и его родители. Возможно, это связано с тем, что иногда подобную ложную информацию они получают от заводчиков. “Это такая умная порода собак, - говорят они, - что не требует дрессировки”.      Еще одна распространенная точка зрения, которую проповедуют заводчики: “Щенок повзрослеет, поумнеет и станет более послушным”. Должен огорчить, что щенок, конечно, вырастет и возможно поумнеет, но при этом может превратиться в злобное или трусливое, с трудом управляемое существо, которое по большому счету и собакой-то назвать нельзя. Сами по себе хорошо растут только сорняки.
     В одной семье ласковый, симпатичный щенок кавказской овчарки вдруг превратился в упрямого, злобного зверя, кусающего всех без разбора, и своих и чужих... А в другой породистая немецкая овчарка из веселого щенка выросла в жалкое, трусливое создание, которое боится всего на свете, даже шелеста листвы. А эта южнорусская овчарка, будучи маленьким щенком, часто рычала и показывала зубы, когда грызла косточку. Теперь во время кормления рядом с ней находиться опасно. А вот эта двухгодовалая сука добермана не любит собак, она собаконенавистница. Ее не смущают ни порода, ни пол, ни возраст, ни размеры собаки, которую она атакует. Зато она ласкова и добра к людям, даже посторонним.
     А посмотрите на лабрадоров. Многие представители этой, казалось бы, беспроблемной породы гуляют только на поводке. “Почему?” - спросите вы. Да потому, что большинство кобелей этой породы крайне возбудимы в половом отношении, поэтому они склонны к побегу и имеют крайне драчливую сущность. Суки же из-за хорошего чутья, не менее хорошего аппетита и выраженной прирожденной поисковой активности свои поисковые таланты тратят, в основном, на подбор пищевых отходов. Надо сказать, что должное воспитание и квалифицированная дисциплинарная дрессировка полностью решают обозначенные выше проблемы.
     Перекосы в воспитании щенка часто связаны с тем, что владельцы не имеют базовых знаний о закономерностях физиологического и психического развития собаки или просто не задумываются над ними, слепо следуя советам “продвинутых” собаководов. Бытует ложное представление, что собака будет менее агрессивной, если с ней не заниматься защитной службой. “Почему это мнение ложное? - спросите вы, - ведь во время занятий собаку целенаправленно злят, тем самым повышая ее агрессивность”. А потому, что во время правильной подготовки собаки по защитной службе около 70% времени тратится на торможение агрессивной реакции. Другими словами, собаку обучают не просто кусать человека, а проявлять агрессию в соответствии с определенными правилами. Собака же, не обученная защитной службе, но имеющая определенные врожденные предпосылки к защите хозяина, все равно будет их проявлять, не соблюдая никаких правил. Вернее, она это будет делать так, как кажется правильным ей.
     А теперь подойдем к проблеме с другой стороны и зададимся вопросом, а для чего собственно выводились те или иные породы? Ответ прост и широко известен. Породы выводились для того чтобы, приобретая щенка, его владелец мог заранее предугадать, какими особенностями характера он будет отличаться, когда вырастет. Например, в стандарте пород защитного и караульного назначения (немецкая овчарка, ротвейлер, доберман, кавказская овчарка) черным по белому написано, что они обладают выраженными врожденными защитным и территориальным инстинктами. Поэтому независимо от того, занимаетесь вы со своей собакой развитием ее защитных качеств или нет, она все равно будет их проявлять, как ей подскажет инстинкт и ее жизненный опыт. Отсюда следует, что заниматься защитной службой надо прежде всего с теми собаками, у которых есть выраженные наследственные задатки агрессивного поведения по отношению к человеку.

     От того, насколько серьезно вы отнесетесь к вопросу воспитания и к самой собаке, зависит успех ее воспитания и дрессировки, а также ваши с ней отношения.

 
СОВЕТ №3:
Собаку любой породы, независимо от ее размера, надо целенаправленно воспитывать. При этом времени большего, чем вы тратите на общение с ней, как правило, и не требуется.
.
Неправильное отношение к собаке
Одна из причин возникновения проблем воспитания состоит в характере восприятия собаки человеком. Тип восприятия влияет, прежде всего, на его отношение к своему питомцу, и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки. Можно выделить условно несколько типов восприятия собаки: “Автомат”, “Ребенок”, “Мебель”, “Игрушка”, “Мальчик для битья”, “Усилитель собственного Я”, “Просто собака”, “Развивающаяся собака”.
 
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
“Автомат”
Во многих книгах, изданных в России и за рубежом, собака рассматривается, как некий сложноорганизованный автомат-компьютер. А ее поведение, по мнению авторов этих руководств, базируется либо на условных рефлексах, либо на принципах, подобных условно-рефлекторному. При этом у собаки, как правило, полностью отрицается способность к прогнозированию и логическому анализу причинно-следственных связей событий окружающего мира.
“Какая разница! - воскликните вы, - думает собака или нет. Главное то, что мы ее любим!” Однако, как показывает практика - это важно. И чтобы понять насколько, давайте обратимся к проблеме “Маугли”.
Из истории человечества известны случаи нахождения детей, воспитанных в сообществах диких зверей. Как правило, это были физически вполне здоровые дети, но не умевшие говорить и передвигавшиеся на четырех конечностях. Важно то, что поведение детей, найденных после достижения определенного возраста, практически не поддавалось коррекции, они так и не смогли стать полноценными людьми.
Из щенка, как и из ребенка, также можно воспитать своеобразного “Маугли”. Как этого достичь? Очень просто. Достаточно действовать точно в соответствии с советами, которые дают авторы большинства руководств по воспитанию и дрессировке, выпускаемых у нас и за рубежом.
В этих руководствах приводится ряд нормативных команд и поощряющих слов. Только ими должен пользоваться дрессировщик при формировании и отработке у собаки навыков общего послушания и специальных служб. Авторы подобных книг рекомендуют общаться со щенком только посредством нормативных команд, мотивируя это тем, что собака, в отличие от человека, не может понимать смысла слов, поэтому будет путаться, ошибаться и обучаться с трудом.
То есть, в соответствии с этими рекомендациями общение между владельцем и его питомцем должно сводиться к одному-двум десяткам слов. Начинающие собаководы подчас слепо следуют этому совету, в результате, сами того не ведая, создают собачьего “Маугли”.
Пес, воспитанный таким способом, может быть прекрасным служакой, но не интересен в плане общения, т. к. не сильно развит. Он может быть просто опасен для окружающих, т. к. плохо понимает поведение человека.
Очень часто собаками “Маугли” становятся “изолянты”. Так часто называют животных, которые в процессе взросления были лишены нормального общения со сверстниками и жили в обедненной среде. Например, были в раннем возрасте посажены в вольер или на цепь. Такие собаки, как правило, не полноценны в половом отношении и имеют те или иные формы нежелательного поведения, часто трусливы. В некоторых собачьих питомниках время общения человека с собакой очень ограничено, поэтому именно там живет много подобных собак. Вглядитесь в глаза собак, воспитанных в этих условиях, и вы убедитесь в моей правоте.

 
“Ребенок”
В представлении многих людей собака – такой же человек, как и они сами, только не умеющий говорить. И отношение к ней соответствующее, как к ребенку. Собаки, воспитанные таким образом, как правило, имеют хороший психо-эмоциональный контакт со своими владельцами, “интеллектуально” развиты, обладают способностью к длительной концентрации внимания, интересны в общении, однако избалованны и капризны.
Вследствие такого представления и подхода к процессу воспитания у собаки не сформированы четкие понятия о субординации, появляются перекосы во взаимоотношениях с членами семьи, приводящие по мере ее взросления к серьезным, трудно разрешимым проблемам. Например, неспровоцированной агрессии собаки по отношению к членам семьи, в которой она проживает.

 
“Мебель”
Этот тип отношений к своей собаке характерен для людей, заводящих собаку не из любви к ней, а с какой-нибудь прагматичной целью. Например, с целью вложения денег или для охраны.
Такие владельцы, как правило, не считают нужным воспитывать щенка. Однако, если он представитель крупной или “проблемной” породы, им все равно приходится этим заниматься. Иногда бесперспективно, т. к. делают это они “спустя рукава”, без интереса. Отношение таких владельцев к собственной собаке отличается безразличием. В результате их воспитания появляется собачий “Маугли”.

 
“Игрушка”
Этот тип отношений хозяев к своей собаке напоминает вариант “собаки-мебели”. Отличает его лишь цель, с какой люди заводят собаку. Часто это подарок ребенку или женщине, чтобы не было скучно, было с кем поиграть, развлечься. Обычно в роли игрушки выступают собаки декоративных пород, но иногда дарят и щенков крупных пород, ведь они такие симпатяги, - ну чем не мягкая игрушка!
Незавидна участь этих собак. Ведь когда игрушка надоедает, ее выбрасывают или кому-нибудь отдают. Но время эффективного воспитания упущено, пес на всю жизнь остается проблемным или его усыпляют.

 
“Мальчик для битья”
Это щенки, а потом взрослые собаки. Владельцы дрессируют их неоправданно жесткими, даже жестокими методами, подавляя их индивидуальность. Забитые, “задавленные” существа служат своим хозяевам для самоутверждения. Показывая окружающим “чудеса дрессировки”, эти люди компенсируют неудовлетворенную потребность властвовать, которую они не могут удовлетворить иначе. Например, по месту основной службы.
 
“Усилитель собственного Я”
С целью повышения значимости собственного “Я” люди подчас заводят собаку очень крупной или бойцовой породы. Часто такие люди становятся “охотниками” и натравливают своих собак на бегунов, кошек, других собак и прохожих. Таких “любителей” собак многие из вас встречали во время прогулок.
 
“Просто собака”
Большинством людей собака воспринимается как отличное от человека, высокоорганизованное существо, имеющее весьма ограниченную способность к логическому осмыслению окружающего мира. Действительно, собака, созданная человеком, живущая среди людей на протяжении многих веков, несмотря на колоссальную внутривидовую поведенческую изменчивость, по-прежнему остается собакой. Она живет в человеческом обществе по своим собачьим законам, которые генетически обусловлены экологическими и этологическими особенностями поведения ее предков, а также селекционной работой ее создателя – человека. Тот, кто имел дело с нормальной, хорошо развитой, правильно социализированной, здоровой собакой, воспитанной не в условиях питомника, а в нормальной семье, знает, насколько богато и интересно ее поведение.
Однако, несмотря на правильные в целом представления, эта точка зрения имеет существенный недостаток. С этих позиций каждый, вполне конкретный пес воспринимается как некий представитель собачьего племени, имеющий свои породные и индивидуальные особенности, характеризующие его служебные и интеллектуальные способности, которые в процессе воспитания и дрессировки изменяются незначительно.
Другими словами, в процессе воспитания и дрессировки уровень развития собаки, по мнению приверженцев этой точки зрения, практически не меняется, сохраняя определенную статичность. На мой взгляд, это не так.

 
“Развивающаяся собака”
Я ставлю во главу угла отношение к собаке, восприятие ее как сложного, высокоорганизованного, постоянно развивающегося существа, имеющего свои собачьи интересы и свой собачий интеллект.
Многие, увидев слово “интеллект” попытаются обвинить меня в “очеловечивании” животного. Однако я отчетливо представляю себе место интеллекта собаки в иерархии других интеллектов и совсем не уподобляю ее человеку.
Мое отношение к собаке отличается тем, что я воспринимаю ее не как нечто заданное, мало изменяющееся, а как существо, способное к постоянному развитию и саморазвитию. Пробуждая творческую активность собаки, можно многого достигнуть на пути ее совершенствования. Мои питомцы не только великолепно осваивают сложные навыки и язык общения с членами семьи, не только по мельчайшим признакам предугадывают будущие события, но и самостоятельно, без предварительного обучения, предлагают, удивляющие своей “разумностью”, решения возникших проблем. Однако следует отметить, что, развивая собаку, мы расширяем ее представления о мире, в том числе о нас с вами. Поэтому такой собакой сложнее управлять.
Всегда следует помнить и о том, что в процессе взросления щенок пытается управлять поведением своих владельцев. Вот почему общий результат этого взаимодействия бывает не всегда в их пользу.
Важно запомнить, что результат воспитания и дрессировки в целом находится в прямой зависимости от характера восприятия человеком собственной собаки.
Вот почему независимо от типа вашего восприятия собаки (т. е. от того хотите вы того или нет) первые 5 месяцев после появления щенка в доме, а затем по мере необходимости вы должны найти достаточное время на целенаправленные занятия по его воспитанию. Другими словами, каждая минута вашего общения со щенком должна быть посвящена его воспитанию с применением продуманных, гуманных методов.

 
СОВЕТ №4:
Если вы завели собаку, то независимо от вашего отношения к ней найдите время на ее воспитание и дрессировку. Важно также, чтобы и остальные взрослые члены семьи сделали то же самое. Ведь им также придется управлять собакой.
Искаженное представление о гуманности
Тому, кто длительное время тесно общался с собаками, хорошо известно, что если собака живет в городе, среди людей, ее необходимо воспитывать. В процессе воспитания к ней приходится применять принуждение, т. к. одними уговорами желаемые для человека привычки у собаки сформировать нельзя.
Известно, что щенки, склонные к лидерству, по мере взросления пытаются навязать свою волю членам семьи, в которой они проживают, то есть занять в ней главенствующее положение. Если такой собаке (с позиций силы) вовремя не определить подобающее ей место в уже существующей табели о рангах, то она попытается управлять домочадцами сама с помощью силы.
Другими словами, неподчиненная собака начинает подчинять себе собственных хозяев, пуская в ход зубы. С проблемой “агрессия на членов семьи” к инструкторам обращаются владельцы собак различных пород. Надо отметить, что собака, ставящая себя по ранговому положению выше своих владельцев, если даже и не кусает хозяев, то часто доставляет им неприятности другими способами. Например, убегает от них; гуляя часами, подбирает всякую дрянь на улице, бросается на посторонних людей и собак, изводит своим лаем на улице и дома.
Владельцы таких собак, как правило, изначально являясь приверженцами дрессировки, основанной на ласке и убеждении, вдруг становятся ярыми ее противниками и применяют подчас очень жестокие, негуманные способы воздействия на собаку. Излишне мягкое отношение, особенно к собакам крупным, склонным к доминированию, часто приводит к серьезным, трудно исправимым перекосам во взаимоотношениях между собакой и членами семьи, а подчас и к трагическим последствиям.
Профессионалам хорошо известно правило: чем лучше задатки собаки, ее рабочие качества, тем сложнее и грамотнее должен быть процесс ее воспитания и дрессировки. Собаководы-любители часто не справляются с такими собаками. Им не хватает знаний, умения и опыта. Вследствие этого лучшие рабочие псы выбывают из племенной работы клубов. Их сдают в ветеринарные лечебницы, питомники, они путешествуют “по рукам”, кочуя от одного временного хозяина к другому.
Мне кажется, что любой человек, столкнувшись с подобными фактами, вынужден прийти к выводу, что не подчинить собаку негуманно, т. к. от этого бывает плохо и собаке и человеку. Однако переподчинить, обезличить собаку палочной дисциплиной еще менее гуманно. Как же быть?
В настоящее время в теории и практике дрессировки сосуществуют прямо противоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают, что дрессировка должна быть мягкой, другие – жесткой. Одни сторонники убеждения, другие – принуждения. Кто из них прав? Попробуем разобраться.
Во многих европейских странах при дрессировке собак запрещено использование методов, основанных на действии электрического тока. Считается, что это негуманно. А в нашей стране инструкторы по дрессировке рекомендуют в случае неповиновения собаки, то и просто для четкости воспроизведения отработанных навыков, избивать ее. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому, их понимание гуманности исчерпывается лозунгом “цель оправдывает средства”. Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны. Особенно тогда, когда такими владельцами являются дети и подростки. По этой причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать “школами жестокости”.
С позиций другой точки зрения, которая получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом, собаку нужно дрессировать только с помощью лакомств, ласки и уговоров, без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в расшифровке понятия “гуманное”. В буквальном переводе с латинского языка “гуманное” означает - “человечное, человеческое”. В мировом сообществе сложились определенные взгляды на отношения между людьми. Можно сказать, что человеческая “мораль” - это кодекс четко сформулированных понятий. В этом кодексе понятие гуманизма имеет некий объединяющий смысл, определяющий основу отношений. Не удивительно поэтому, что понятие, глубоко укоренившееся в сознании людей, было перенесено почти автоматически на отношения между людьми и животными.
Ученым, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существующие представления о морально-этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемы для оценки взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманном отношении к собаке должны быть внесены существенные коррективы. Считаю, что настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиций человека, но и с позиций собаки. Без знания основных видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, гуманно строить отношения с собакой. То, что с позиций человека кажется гуманным и не жестоким, с точки зрения собаки может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псовых своя мораль и этика – собачья.
На мой взгляд, гуманными являются такие методы воспитания и дрессировки, которые, делая собаку послушной, не травмируют ее психику и при этом делают более гармоничными взаимоотношения между ней и дрессировщиком.
Поэтому при дрессировке необходимо применять такие воздействия, которые не вызывают длительного психо-эмоционального напряжения (стресса) у собаки и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой.
Для собаки гуманными будут воздействия и условия дрессировки, характеризующиеся следующими признаками:
- понятные воздействия;
- положительные воздействия, обуславливающие высокий интерес к работе;
- воздействия, адекватные по силе;
- адекватность по длительности и сложности;
- привычные воздействия;
- этологически значимые воздействия;
- дистанционные и обезличенные воздействия;
- “вплетаемые” негативные воздействия.


Любое копирование и перепечатка материала только с письменного разрешения редакции журнала

Более подробно статью можно прочитать в журнале Мир собак №2, 2008 год. Уже в продаже. Ссылка на наш сайт обязательна.



Категория: Журнал "Мир собак" | Просмотров: 3255 | Добавил: _A_X_I_L_E_S_ | Рейтинг: 0.0/0

Поделись новостью с друзьями









Похожие статьи про собак


Последние статьи про питомцев


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
▲ Наверх