14.03.2008

Укрощение строптивых (окончание)

 
РАССМОТРИМ ЭТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
ПОНЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Понятными для собаки являются те действия дрессировщика, которые однозначно трактуются собакой (т.е. которые ей понятны).
Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный). Однако, применяя его, можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример, весьма часто встречающийся на практике.
Вы решили научить щенка ложиться по команде. При правильной работе собака решает эту задачу в течение 5-10 минут. Однако для начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что лакомство необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком, и вы либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ на непонятные для нее действия хозяина собака проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы.
Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психо-эмоциональному напряжению. Разве это гуманно?
Нельзя требовать от собаки исполнения какого-либо дрессировочного приема в том случае, если мы не уверены, что она понимает наши требования, а ее внимание сконцентрировано на задаче.
Для того, чтобы обучить вашего питомца какому-либо полезному навыку, мало научить его понимать вас и ваши требования, надо еще и самому научиться понимать поведение собаки. К сожалению, «словарный» запас у собаки не очень богат. Зато ее мимика, выражение глаз, характерные позы, действия пояснят вам многое. Люди, имеющие многолетний опыт содержания собак, легко распознают настроение своего питомца и другие нюансы его поведения.
Для нас важно, чтобы дрессировщик, наблюдающий за поведением животного, был уверен в том, что внимание собаки сконцентрировано на задаче, поставленной перед ней, а ее эмоциональное состояние положительное (хорошее настроение).
Если внимание животного рассеяно, оно постоянно отвлекается или отказывается заниматься, то следует остановить занятие и установить причину такого поведения. Причин может быть несколько. Но первое, что нужно исключить – это непонимание собакой условий поставленной задачи.
Условия задачи могут быть непонятны собаке по следующим причинам:
• Собаке непонятны объясняющие действия дрессировщика (дрессировщик “говорит” на непонятном собаке языке);
• У дрессировщика нет четкого плана построения навыка, действия его непоследовательны и хаотичны, а, следовательно, непонятны собаке.
• Задача ставится некорректно, в связи с этим собака не понимает ее структуру и не может решить. Возможно, задачу следует разбить на простые элементы или начать ее решение с другого конца.
Часто обучение щенка начинают с принуждения. Я считаю такой подход неправильным. Особенно он вредит неопытным дрессировщикам и их питомцам. Ведь даже использование методов дрессировки, основанных на положительных эмоциях (лакомство, ласка, игра), не всегда бывает успешным, т. к. само по себе не гарантирует понимания собакой поставленной задачи.
При неправильном использовании позитивных воздействий (например, пищи) собака теряет интерес к занятию и, несмотря на голод, отказывается что-либо делать за кусочек пищи. Это сигнализирует нам о том, что мы делаем что-то не так (либо наши объяснения непонятны собаке, либо существуют причины, не учтенные нами) и дает возможность внести коррективы в наши действия. Использование же методов обучения, основанных на принуждении, у начинающих дрессировщиков не оставляет таких возможностей.

 
СОВЕТ №5:
В процессе работы с собакой необходимо помнить, что решение собакой простых, с точки зрения человека, задач подчас представляет для нее тяжелую работу, сопровождающуюся большим нервно-психическим напряжением.Нельзя требовать от собаки исполнения какого-либо дрессировочного приема в том случае,если мы не уверены,что оа понимает наши требования
 
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ,
обуславливающие высокий интерес к работе. Так как, решая задачу, собака выполняет сложную для нее работу, то уровень концентрации внимания зависит от заинтересованности животного в применяемом подкреплении (пища, игра, лакомство). Обучая собаку, мы должны быть уверены, что вознаграждение, выдаваемое собаке за выполняемую работу, представляет для нее высокую ценность. А трудность решаемой задачи соответствует величине и качеству вознаграждения.
Например, если в качестве подкрепления мы будем использовать пищу, то должны быть уверены, что собака достаточно голодна. Проверить это очень просто. Перед началом занятия дайте собаке несколько небольших, размером с ноготь большого пальца вашей руки, кусочков пищи и посмотрите, как она их съест.
Если ваш питомец проглотит предложенную пищу с жадностью и будет проявлять признаки нетерпения в ожидании следующих кусочков, значит, можно приступать к занятиям. Если животное ест медленно, тщательно пережевывая пищу, то нет. В этом случае следует перенести занятия на другое время, когда собака будет достаточно голодна или же предложить ей лакомство.
Сытая собака не будет работать за обыденную пищу (заставлять ее это делать негуманно), но может весьма успешно обучаться с помощью привлекательного для нее лакомства. Чаще всего для повышения заинтересованности в пище изменяют режим кормления и рациона. Если в качестве инструмента обучения используется игра, то тип игры также подбирается индивидуально. Одна собака любит играть с предметом в “догонялки”, например, преследуя брошенный мяч. Другой собаке нравится игра в “перетяжки”. Например, она любит тянуть за веревку, привязанную к мячу.
При использовании игры в качестве подкрепления, с собакой нельзя переигрывать, надо всегда останавливать игру на максимуме интереса. Тогда раз от раза животное будет играть все с большим и большим азартом. Если же с собакой постоянно переигрывать, то интерес к игре у животного может ослабнуть или пропасть совсем. Ведь всем известен феномен переедания какого-либо продукта, например, шоколада. В дрессировке феномен “переедания” тоже встречается довольно часто.
Собакам, особенно молодым, свойственно отвлекаться. У них, как и у людей, много разных интересов (потребностей), которые существуют одновременно, конкурируя между собой. Другими словами, для собаки одновременно все важно: и поесть вкусного корма, и поиграть с другими собаками, и поухаживать за особью противоположного пола, и подраться. В связи с этим голодная собака не хочет обучаться, зарабатывая лакомство на дрессировочной площадке. Если же изменить условия и провести занятия в том месте, где она живет – в квартире или во дворе дома, то интерес животного к работе резко возрастает, и обучение проходит успешно. Поэтому важно, чтобы условия обстановки, где проходят начальные занятия по обучению, были максимально привычными.
Второй способ снижения негативного эффекта незнакомой обстановки – повышение уровня интереса животного. Если занятия проводятся с использованием пищевой потребности, то требуется создание повышенного пищевого интереса за счет специальной диеты или изменения организации кормления:
• проведение занятий непосредственно перед кормлением;
• пропуск 1-2 кормлений;
• снижение суточной нормы пищи на 1/3 в течение 1-2 недель (наиболее эффективно для закормленных собак);
• основную часть суточной нормы скармливать только во время занятий;
• подобрать такое лакомство, от которого собака не сможет отказаться и будет есть с жадностью.
Мероприятия, указанные выше, можно комбинировать.

 
СОВЕТ №6:
Сытую собаку, как вы уже, надеюсь, поняли, заставлять учиться негуманно. Еще менее гуманно заставлять голодную собаку учится за лакомство тогда,когда она есть не хочет,например,в стрессовых условиях дрессировочной площадки.Необходимо создать такие комфортные условия,в которых собака будет "зарабатывать лакомство с энтузиазмом"
 
Адекватность по силе
Непродуманные, неадекватные по силе неприятные воздействия (например, сильные рывки поводком) часто вызывают у собак подавленное состояние, агрессию, направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но и по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений о гуманности они гуманны, т. к. будут производиться с помощью рывков обычным, мягким ошейником.
 
Адекватность по длительности и сложности
Длительность занятий в процессе работы с собакой должна меняться в зависимости от ее возраста, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки. Если дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает “пресыщение работой”, то он ведет себя по отношению к своему питомцу негуманно.
Пример. Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и вставать по команде с небольшими перерывами на отдых. Скоро вы увидите, что глаза щенка станут грустными, и он перестанет брать лакомство. Отказ от работы будет даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходит без принуждения. Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения.
Как правило, большинство собак вначале обучения с трудом концентрируют свое внимание, т. к. еще не привыкли пользоваться своим мозгом, он у них не тренирован. Вследствие этого животные быстро утомляются. Вспомните свои школьные годы, как тяжело было после длительных летних каникул концентрировать внимание во время урока в классе, ведь мозг за летние каникулы отвыкал работать. Мозг, как и любой другой орган (руки, ноги, сердце) требует тренировки, поэтому важно, чтобы учебная нагрузка вначале была небольшой, нарастая постепенно. Собака на первых занятиях устает очень быстро. Но через 2-3 урока, если нагрузка распределяется правильно, все животные адаптируются. Особенно сложно период адаптации к нагрузке протекает у собак, имеющих маленький опыт общения с людьми, а также у животных, содержащихся в обедненных условиях, например, питомника. Часто во время занятий у животного наблюдается усталость, связанная с повышенной трудностью задачи и распределением нагрузки.
Нервно-психические перегрузки сопровождаются появлением смещенных форм поведения и избеганием учебной ситуации. Смещенное поведение животных по внешним проявлениям напоминает поведение человека, оказавшегося в затруднительном положении: частое зевание, чесание, неадекватная жажда или другое несоответствующее ситуации поведение. Могут также проявляться стереотипные движения - “стереотипии”. Наиболее ярко стереотипии проявляются у животных, содержащихся на цепи или в клетке. Так и говорят: “ходит из угла в угол, как тигр в клетке”.
Помните, что сложность заданий в процессе занятий должна быть распределена неравномерно. В начале занятия задания должны быть простые, в середине более сложные, а в конце снова простые. Возможна и более сложная схема занятий, которую можно изобразить следующим образом: +++ - + - + - +++ (плюсом обозначается простая задача, а минусом более сложная). Под простыми задачами понимаются либо уже ранее пройденные упражнения, либо самые простые действия, не требующие длительной концентрации внимания. Такая схема позволяет поддерживать работоспособность собаки длительное время и сохранять позитивно окрашенное эмоциональное состояние.
Помимо этого следует правильно чередовать периоды работы и отдыха. За коротким периодом работы должен следовать краткий отдых. Затем снова работа и снова отдых и т.д. На первых занятиях отдых должен быть активным (совместная игра дрессировщика и собаки с какой-нибудь игрушкой). Необходимость в коротком, но активном отдыхе обусловлена значительной психической нагрузкой. Ведь собака еще не привыкла использовать свой мозг по прямому назначению.
Усталость также могут вызывать слишком длительные, монотонные занятия. Особенно важно запомнить, что независимо от причины, вызвавшей распыление внимания и плохое настроение собаки, нельзя заканчивать работу на негативном эмоциональном состоянии собаки, необходимо вернуться к самым простым, “халявным” задачкам и, только выправив настроение животного, закончить занятие.
Психо-эмоциональные перегрузки у собак особенно часто наблюдаются при их подготовке по специальным службам. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но и неврозоподобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональными расстройствами организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни.

 
СОВЕТ №7:
Во время занятий по обучению вниматель наблюдайте за поведением Вашего питомца.Его внимание должно быть все время сконцентрированным.Чтобы этого достичь,используйте варьируемый режим нагрузок,постоянно изменяя сложность упражнений.Если же внимание животного ослабевает,упрощайте задачуили требованияк ее исполнению.Заканчивайтеработутолько тогда,когда настроение собаки улучшается,а ее внимание востанавливается
 
ПРИВЫЧНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Привычными я называю такие воздействия, которые не вызывают мощного психо-эмоционального протеста со стороны собаки. Неприятные воздействия (большинство из них) при правильной адаптации к ним собаки становятся для нее привычными.
Хорошим примером может быть приучение собаки к “строгому” ошейнику. Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течение 5 – 7 дней. Если надевание ошейника на собаку связать с приятными ощущениями – получением пищи и выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприятных ощущений. Сначала “строгачом” не пользуются, а лишь надевают на короткое время. Постепенно время ношения увеличивают и доводят до нескольких часов. Затем начинают применять по назначению. При этом сочетают рывки “мягким” ошейником с легкими рывками “строгого”, т. е. сначала наносят рывок “мягким”, затем рывок “строгим”. Несмотря на то, что сила воздействий “строгачом” увеличивается до необходимой, никакого подавления поведения собаки при этом не происходит. Если соблюсти все необходимые процедуры по введению и отмене “строгого” ошейника, то собака будет слушаться обычного “мягкого” ошейника, так же как и “строгача”. В результате этой работы собака начинает воспринимать воздействия “строгим” ошейником, как привычные воздействия - “мягким”. При такой схеме адаптации привыкание к “строгому” ошейнику пройдет для собаки практически незаметно для нее, без напряжения. А ваши действия по отношению к ней будут гуманны. Непривычные воздействия, как правило, вызывают бурный протест со стороны собаки, сопровождаются психо-эмоциональным напряжением, поэтому негуманны.
Если вы попробуете приучить собаку к “строгачу” за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко. Помимо этого произойдет еще один неприятный факт. Животное “свяжет” факт надевания строгого ошейника с болевыми воздействиями в области шеи и слушаться поводка будет только тогда, когда надет “строгач”!

 
СОВЕТ №8:
При введении нового типа воздействия проведите предварительную адаптацию к ним таким оразом,чтобы собака воспринимала их как привычные
 
ЭТОЛОГИЧНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Этологичными я называю такие воздействия, которые напоминают действия доминантных особей в стае при наказании подчиненных им животных.
По сравнению с неэтологичными (например, битье плеткой) эти воздействия имеют для собаки определенное сигнальное значение, следовательно, более гуманны. Они сами по себе несут значимую для животного, наследственно обусловленную информацию, связанную с взаимоотношениями на уровне “подчинение – доминирование”. В связи с этим конфликт между собакой и дрессировщиком разрешается быстрее и проходит для собаки без последствий, с меньшим психо-эмоциональным напряжением.
Яркий пример подобного типа воздействий приводит К. Лоренц в своей книге “Человек находит друга”. Он рекомендует в случае неподчинения собаки схватить ее за шкуру в области холки, поднять над землей и сильно встряхнуть. К этологичным воздействиям также можно отнести прижимание собаки к земле, различные типы захватов, удержаний, удушающих приемов. Некоторые авторы и дрессировщики рекомендуют в случае неповиновения собаки кусать ее. Возможно, этот прием и эффективен, однако при этом существует высокая вероятность ответного укуса за лицо. Взвесте все “за” и “против”, прежде чем кусать своего друга.
Неправильное применение этологичных воздействий также приводит к перекосам во взаимоотношениях между собакой и дрессировщиком. Этологичные воздействия, как правило, применяются в случае явного неповиновения или прямой агрессии собаки по отношению к дрессировщику или членам его семьи. Желательно применять их тогда, когда собака особенно к ним чувствительна, т. е. в щенячьем возрасте.
СОВЕТ №9:
Вовремя задумайтесь над вопросом,попчинена Вам Ваша собака или нет.Большинство собак,особенно кобели,требуют к себе чуткого,но жесткого управления - "твердой рукой".Однако она не должна превращаться в руку тирана
 
ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ. НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
К обезличенным негативным воздействиям следует отнести такие воздействия, которые применяются на расстоянии. Удивительно, но факт – эти воздействия редко вызывают конфликт между дрессировщиком и собакой. Это связано с тем, что животное напрямую не связывает их с действиями дрессировщика.
При правильном применении дистанционные воздействия не вызывают эмоционального стресса у собаки и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, следовательно, гуманны.
К ним относятся следующие средства дистанционных воздействий: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, ультразвуковые отпугиватели для собак, различные типы стационарных электроразрядников и механических ловушек, а также одно из наиболее современных и эффективных средств обезличенных воздействий - радиофицированный электроошейник.
В отличие от радиофицированного электроошейника и различного типа электрических и механических ловушек, длинный поводок, бросковая цепочка, ультразвуковой отпугиватель, рогатка не являются обезличенными средствами воздействий. Как бы дрессировщик не скрывал их применение, собака все равно определит “виновника”. Поэтому дрессировщик не должен применять их незаметно для собаки. Главной его задачей является такое введение этих средств контроля, чтобы сразу после их использования собака подбегала к нему, а не убегала. Для этого первое их применение проводят на фоне привычных воздействий, т. е. на длинном поводке. Помимо этого на первом этапе их введения для большинства собак используют слабые воздействия. А в случае правильного исполнения приема, подкрепляют их дачей пищи (лакомство, игра). Однако следует оговориться, что эти средства лишь тогда являются обезличенными, когда их правильно применяют. По этой причине в некоторых развитых странах (например, в США) применять при дрессировке собак электрические радиоошейники разрешено, но только профессиональным дрессировщикам.
Личностные, неэтологичные воздействия (например, битье собаки с помощью плетки или поводка). Они могут вызывать конфликт между дрессировщиком и собакой. В результате их частого применения собака теряет доверие к своему хозяину.
Эти воздействия, по моему мнению, негуманны как по отношению к собаке (подавляют ее как “личность”), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействий напоминает наказание человека человеком, а людям, как и животным, свойственно подражание. К тому же этот тип воздействий негуманен по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным нужно искать корни многих социальных проблем, в частности, насилия и садизма.

 
СОВЕТ №10:
Если Вы хотите,чтобы собака слушалась Вас на "свободе так же,как и на поводке,необходимо правильно ввести средства дистанционного контроля.особенно важно введение средст дистанционного контроля по отношениюк собакам агрессивным"
 
“ВПЛЕТАЕМЫЕ” НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Как правило, под контрастным методом дрессировки понимают метод “кнута и пряника”. Собаку заставляют что-нибудь сделать, используя принуждающие (негативные) воздействия, а сразу после выполнения желаемого действия дают кусочек пищи или лакомства. При использовании этой классической схемы обучение проходит на фоне полного непонимания животным предъявляемой задачи, а доля “кнута” настолько превосходит долю “пряника”, что собака в процессе обучения пребывает в состоянии стресса.
Другая схема применения этого метода такая. Сначала собаку обучают с помощью лакомства, т. е. исключительно с помощью “пряника”, затем, когда животное уже знает правила исполнения навыков и хорошо воспроизводит их в спокойной обстановке, начинают применять принуждающие воздействия. Для этого дрессировочную обстановку усложняют, а в случае отказа от исполнения приема применяют “кнут”. За счет изменения правил “игры” и за счет непонимания собакой смысла негативных воздействий наблюдается значительное подавление психо-эмоционального состояния животного. У собак доминантных или не до конца подчиненных резкое изменение стиля поведения дрессировщика может спровоцировать агрессию.
На мой взгляд, нежелательно использовать отрицательные воздействия на начальном этапе обучения собаки. Их необходимо применять после предварительной подготовки, увязав по принципу условного рефлекса с положительными подкреплениями. Это позволяет негативные воздействия “вплести” практически незаметно для собаки и сделать их для животного, во-первых, понятными, во-вторых, привычными, а в-третьих, в большей степени приятными, чем неприятными, как ни парадоксально это звучит.
Таким образом, для того, чтобы сделать негативные воздействия более гуманными, их надо “вплетать”. Например, рывки поводка в начале работы выполняют сигнальную функцию и сочетаются с дачей лакомства. По мере отработки навыка рывки усиливаются и начинают выполнять наказывающую функцию. При этом в случае необходимости дрессировщик для восстановления позитивного эмоционального состояния животного использует принцип компенсации или замены. (Более подробно читайте об этом в разделе статьи, посвященном проблемам взаимопонимания).
При планировании применения тех или иных методов воздействия необходимо учитывать породные и индивидуальные особенности вашего питомца и его возраст. Применяемые воздействия должны быть последовательными, а их сила и длительность меняться в соответствии с планом дрессировочной работы.
Доброе, бережное и чуткое отношение к собаке есть та мера гуманности, человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при воспитании, обучении и дрессировке.
Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверны, и их следует пересмотреть.

 
СОВЕТ №11:
В начале обучения отрицательные воздействияиспользуйте не как принуждающие,а как объясняющие (сигнальные) , увязав их с чем-нибудь приятным(лакомство,игра).Сигнальные воздействия преоразуте в негативные лишь тогда,когда убедитесь,что они приятны Вашему питомцу и вызывают приятные эмоции.Это позволит "вплести" негативные воздействия без значительного подавления собаки.Дозируйте силу воздействия таким образом,чтобы у собаки появились желания их избежать до начала применения,но при этом не возникало неадекватнойситуации поведения.При необходимости компенсируйте подавляющий эффект отрицательных воздействий с помощью игры или лакомства.При обучении животных,склонных к конфликту,применяйте неприятные воздействия сначала на удалении от дрессировщика.

Чтобы грамотно воспитывать и дрессировать щенка, нужно его понимать. Поэтому одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод, является проблема взаимопонимания.
Эту проблему можно решить, научившись общаться с собакой. Полноценное общение предполагает не только искренние отношения между партнерами, основанные на тесном психо-эмоциональном контакте и доверии, но и непрерывный, целенаправленный обмен информацией.

Продолжение в следующем номере

Любое копирование и перепечатка материала только с писменного разрешения редакции журнала



Более подробно статью можно прочитать в журнале Мир собак №2, 2008 год. Уже в продаже.
ССылка на наш сайт обязательна.

Категория: Журнал "Мир собак" | Просмотров: 2229 | Добавил: _A_X_I_L_E_S_ | Рейтинг: 0.0/0

Поделись новостью с друзьями









Похожие статьи про собак


Последние статьи про питомцев


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
▲ Наверх