08.04.2010

Тестируем характер.

решаем проблему
Тестируем характер.
Тестерируем характер.
Валерий Степанович Варлаков,
работал научным сотрудником НИИ Нормальной физиологии им. П. К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки,
которая позволяет быстро обучить собаку необходимым навыкам и
эффективно отработать их до безотказности.
Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак,
которая в настоящее время готовится к изданию.


КАК НЕ КУПИТЬ плембрак за ваши деньги

1. Психическая устойчивость
     В жизненных ситуациях, сопровождающихся психоэмоциональным напряжением (например, рамках описанных выше тестов), некоторые из собак устают очень быстро, другие выдерживают их легко и без последствий. Понять это свойство характера легче на отвлеченном примере. Возьмите две свечи, большую и маленькую, и зажгите одновременно. Большая свеча будет гореть ровно и долго, а маленькая сгорит в считанные минуты. Так же и собаки (да и люди тоже), одни обладают высокой психической устойчивостью и могут выдерживать длительные стрессы и быстро восстанавливаться, а другие, которым это не дано от природы, без дополнительной тренировки «сгорают» за считанные минуты.
     Одним из критериев психической усталости является внешний вид, мимика и поза собаки, характеризующие ее состояние. Вспомните выражение, отражающее степень усталости человека: «ты выглядишь как выжатый лимон». Эти слова подходят и к определению усталости собаки. Образно это можно себе представить так: до нагрузки внешность собаки напоминает жизнерадостный апельсин, а после нагрузки, в случае сильной психической усталости, она подобна выжатому лимону.
      КАК НЕ КУПИТЬ плембрак за ваши деньгиДругим критерием нервно-психической перегрузки является появление у собаки того или иного неадекватного для данного момента поведения. Например, собака, вместо того чтобы броситься на обидчика, вдруг начинает бурно и интенсивно исследовать окружающую обстановку, зевать, чесаться, вращаться на месте, или кусает окружающие ее предметы, или своего владельца.

1.1. Определение психической устойчивости
     В процессе тестирования и после его окончания, эксперт по внешним признакам оценивает психическую усталость собаки по шкале низкая — средняя — высокая.
     Поведение собак, обладающих высокой и средней психической устойчивостью, характеризуется хорошей восстанавливаемостью и от предъявляемых тестов меняется незначительно. У психически устойчивых собак в процессе испытаний практически не наблюдаются смещенные формы активности и другие неадекватные виды поведения.
     Собаки, с успехом выдерживающие описанные выше тесты, легко адаптируются к новым ситуациям, и у них реже бывают сбои в работе, особенно тогда, когда производится перенос навыков из учебных ситуаций в другие, более сложные ситуации, приближенные к реальной работе.
     При оценке поведения тестируемого щенка или молодой собаки нужно также учитывать, что иногда характер проявления потребности в самосохранении имеет патологическую форму.
     Условно можно выделить несколько вариантов наследственно обусловленного неадекватного восприятия и реагирования.

1. Болезненная чувствительность
     Страхи обусловлены повышенной врожденной болезненной чувствительностью органов чувств животного к определенному диапазону сигналов внешнего мира, которые мы и, возможно, большинство собак просто не воспринимаем. Собаки с такой восприимчивостью чувствуют себя лучше в деревне, нежели в условиях большого города. Я знал кобеля восточно-европейской овчарки, который до 2,5 лет жил в Москве и казался полным «психом». Он все время чего-то бояпся, причем было невозможно понять, чего конкретно. Измученные вконец владельцы отдали его за город сторожу на охрану дач. Удивительно, но факт, собаку как будто подменили, уже через полчаса она из убогого психического калеки превратилась в нормального/ полного сил кобеля, несущего службу охранника. Самым удивительным было то, что у собаки исчезли все страхи, которые на протяжении 2,5 лет мучили его и его хозяев.

2. Неадекватное (неправильное) восприятие сигналов окружающего мира
     Страхи вызваны тем, что способ переработки собакой внешних сигналов имеет наследственную патологию. Это мешает ей адекватно воспринимать происходящие события, и в связи с этим она либо очень медленно адаптируются к любым изменениям в окружающей обстановке, либо совсем не адаптируется. Внешне это характеризуется проявлением беспричинного страха на значительное число раздражителей, весьма отличающихся друг от друга. Приведу пример с кобелем американского бульдога. Эту собаку я знал с четырех месяцев и до шести лет. Помимо грозы и салюта, он боялся столь многого, что трудно перечислить. Например, шелеста листьев, колыхания каких-либо предметов и самых разнообразных звуков. Самым удивительным было то, что он боялся и любых новых звуков, которые производил хорошо знакомый и любимый им человек в привычной для него обстановке.
     Однажды, когда собаке было уже два года, я провел эксперимент, результатами которого был потрясен. Эксперимент проводился в условиях квартиры, где проживала собака, и заключался в следующем. Стоя перед собакой, я произносил громко какой-нибудь звук, например, «Ах!», после чего давал ей кусочек пищи. И так делал много раз подряд, пока страх, вызванный этим новым (сточки зрения собаки) звуком не угасал. После этого я менял «Ах!» на другой звук, например, на «Ох!», и снова давал собаке кусочки пищи. И что вы думаете, на звук «Ох!» у собаки тоже появлялись выраженное избегание и страх. Я устранял страх с помощью пищевого подкрепления и переходил к другому звуку, например, «Брр!», и т.д., и т.п. Важно то, что после небольшого перерыва все приходилось начинать сначала. Так как, казалось бы, уже знакомые собаке звуки снова начинали вызывать у нее реакцию избегания и страх. Надо сказать, что перемещение этой собаки в другие условия за город, на дачу никаких изменений в типе реагирования ее на внешнюю среду не вызывало.
     Ничего не хочу сказать плохого о восточноевропейских овчарках и американских бульдогах, среди них достаточно часто встречаются достойные собаки, но описанные случаи взяты из дрессировочной практики, а, как известно, «из песни слова не выкинешь».
     Перечисленные два варианта врожденного проявления страха по внешним проявлениям очень похожи, поэтому их можно обозначить одним общим названием «боязнь всего непонятно чего».
     Эти собаки еще в щенячьем возрасте (хотя их никто никогда не пугал) вдруг начинают проявлять беспричинный страх на резкие звуки и на визуальные раздражители, а по мере взросления бурно и болезненно реагируют на все новое.
     У животных, страдающих этой наследственной патологией, потребность в самосохранении реализуется через бегство. Такое поведение с трудом поддается коррекции. Животных, страдающих от страха, сложно научить осознавать, что не всякая внешне пугающая ситуация несет в себе реальную опасность. Трудность состоит также еще и в том, что человек подчас не в силах понять, что именно пугает собаку, какие элементы «картинки» запускают механизм инстинкта самосохранения. На характер проявления этого инстинкта влияет и ряд других индивидуальных особенностей собаки. Одной из задач предлагаемой мною схемы тестирования является выявление таких щенков. Очень не советую их брать к себе в дом, а тем более пытаться приспособить их для несения какой-либо службы.

3. Повышенная впечатлительность и склонность аффектам
     Диапазон реагирования животных на те или иные неожиданно предъявляемые звуковые и визуальные раздражители колеблется от спокойной исследовательской реакции, то есть практически нейтрального к ним отношения, до крайне болезненной, а иногда и патологической реакции.
     Следующий вид формирования страха я называю «обучением через аффект», а собак с врожденной склонностью к его появлению - «впечатлительными» или «аффективными». Этот вид обучения можно считать одной из форм приспособления собаки к жизни: очень быстрая, но не всегда адекватная адаптация. Преимущества этих собак состоит в том, что в состоянии легкого испуга они быстро, подчас на всю жизнь, запоминают опасную, с их точки зрения, ситуацию и соответственно корректируют свое поведение. Например, собаки склонные к аффектам, легко отучаются от подбора пищи с земли, у них быстро формируется недоверие к посторонним людям, навык подзыва по команде и т.п.
     Приведу пример. Однажды, во время прогулки, знакомый бросил бросковую цепочку в двухлетнего кобеля тервюрена, я в это время просто стоял в сюроне. Применил он цепочку в связи с тем, что собака упорно «выгуливала» свою хозяйку и не подходила к ней на зов. С тех пор прошло больше двух лет, но кобель по-прежнему меня побаивается и в моем присутствии слушается свою хозяйку идеально.
     Животные, относящиеся к этой категории, могут прожить рядом с хозяином целую жизнь, а он так и не догадается, что рядом с ним живет ранимое существо. Собаки, склонные к аффекту, в целом нормально реагирует на окружающий мир, но в состоянии сильного испуга очень легко впадают в состояние аффекта и раз и навсегда запоминают, как бы запечатлевают те или иные события, связанные с состоянием страха. К сожалению, чаще всего их страх связан не с тем, что их напугало реально (т.е. не с повреждающим агентом), а с какими-то только им ведомыми факторами. В результате у животного формируется неадекватная поведенческая реакция.
     Приведу пример. Однажды на моих глазах трехлетняя сука миттельшнауцера, чтобы отобрать корм у годовалой суки ирландского сеттера, напала на нее во время приема пищи. В результате сеттер стал бояться собственной миски, пришлось ее срочно менять на миску, имеющую другую форму и размер. Особенно любопытно, что у сеттера не появился страх перед миттельшнауцером.
     У аффективных собак страх проявляется либо в виде агрессии, либо в форме бегства. Для «обучения через аффект» характерно жесткое закрепление модели поведения. Если в ситуации сильного испуга собака убежала, то впоследствии при возникновении схожей (с ее точки зрения) ситуации она всегда будет убегать, а если она проявила агрессию и атаковала - то будет всегда нападать. Прогноз здесь не очень утешителен.
     Во время аффекта животное впадает в бессознательное состояние и не в состоянии себя контролировать. Его действия при этом стереотипны и «достучаться» до сознания собаки крайне трудно. Внешне поведение собаки, находящейся в состоянии аффекта, напоминает человека, находящегося под гипнозом. После «пробуждения» создается впечатление, что животное ничего не помнит.

1.2. Проверка впечатлительности и склонности у собаки к аффектам производится:

- на фоне пищевого поведения
     а) Сначала собаку подводят и кормят по очереди из двух мисок, КАК НЕ КУПИТЬ плембрак за ваши деньгирасположенных на некотором удалении друг от друга. Миски должны различаться по форме, цвету и очередности расположения на пути следования собаки. После нескольких контрольных подходов к мискам для потребления пищи, при подходе к одной из них вдруг начинает звучать громкий звук (хлопок, треск, писк, свист, скрежет и т.п.). Громкость и характер звукового сигнала подбирается таким образом, чтобы он вызывал достаточно выраженную ориентировочную реакцию. Источник сигнала должен располагаться в стороне от места кормления.
     Другими словами, теперь, когда собака собирается съесть корм, подойдя к кормушке N1, звучит резкий звук, а когда подходит к кормушке N2 и ест, то звука нет. После нескольких повторений, миски меняются местами и производят несколько контрольных пусков собаки без применения пугающих воздействий, при этом оценивают образование негативной связи с конкретной миской, а также поведение собаки в целом.

То есть нас должно интересовать следующее:
  • - как изменилось поведение собаки в целом и, в частности, как изменилась выраженность пищевого поведения;
  • - как изменилось поведение собаки при подходе к разным мискам;
  • - есть ли у собаки боязнь конкретной миски независимо от ее расположения.
     б) Схема испытания напоминает описанную выше схему. На небольшом удалении друг от друга располагают две одинаковые миски, а рядом с ними размещают какие-либо достаточно большие предметы, резко отличающиеся друг от друга по цвету и форме и прежде незнакомые собаке. Оценивается наличие или отсутствие образования нежелательных связей с предметами или местом расположения мисок, а также поведение животного в целом.
     Испытания повторяют через 30 мин., сначала без применения «пугалок», а затем на фоне их. Оценивается наличие или отсутствие образовавшихся аффективных связей после 30 мин. перерыва, а также ослабление (т.е. наличие адаптации) или усиление реакций на пугающие воздействия.
     Приведенная выше схема испытания щенков на повышенную впечатлительность проверена мною на практике. Не могу утверждать, что с помощью этих тестов я выявил действительно «аффективных» животных, но вот собак впечатлительных, ранимых тестирование выявляет хорошо. Помимо этого, данное испытание позволяет сравнить способности щенков к обучению. Склонность к аффектам у собаки выявляется точнее всего в процессе ежедневного наблюдения за животным.
2. Врожденная злобность.
     На внезапное нападение и внезапное предъявление объемного предмета некоторые щенки и молодые, не обученные собаки, проявляют мгновенную агрессию. Иногда это агрессивное поведение сопровождается у них легкой истерикой и тогда становится понятным, что вот таким необычным образом животное проявляет свой испуг или страх. При этом важно отметить, что чем сильнее вы попытаетесь напугать собаку, обладающую этой чертой характера, тем сильнее будет агрессивная реакция. В том случае, если собака не причислит напугавший ее раздражитель к живым объектам, то она не проявит на него агрессивной реакции.
     Эта наследственно обусловленная черта характера, присущая некоторым собакам служебных и охотничьих пород, давно отмечена западными кинологами и в свое время была внесена в стандарты немецкой овчарки, ротвейлера и добермана, а затем была оттуда изъята. Вот как эту особенность собак определяет Герхард Шюлер:
     «Природная злобность тоже полезна для самосохранения, это активное, КАК НЕ КУПИТЬ плембрак за ваши деньгиагрессивное реагирование на предполагаемые опасности и врагов без учета и использования возможности бегства».
     В данном случае не могу с ним согласиться: для самосохранения собаки эта черта характера вряд ли полезна, а вот для грамотного дрессировщика, несомненно, ценна.
     Должен отметить, что собаки, обладающие врожденной злобностью, не часто встречаются среди породистых собак и крайне редко - среди диких.
     Собаки, обладающие врожденной злобностью, не терпят грубого подчинения, особенно если им непонятен смысл требований дрессировщика. Поэтому не рекомендую таких щенков начинающим собаководам и в семьи с маленькими детьми.
     Приведенные ниже характеристики поведения вряд ли можно отнести к патологическим формам проявления потребности самосохранения, однако они крайне редко встречаются среди диких собак. Так как по характеру проявления они напоминают «злобность», то я приведу их здесь.

2.1. Врожденная смелость (бесстрашие)
     Для того чтобы разобраться с этой врожденной характеристикой собак, вновь обратимся к Г. Шюлеру: «под смелостью кинологи понимают преодоление инстинкта самосохранения и стойкость в ситуациях, когда еще предоставляется возможность бегства».
     Как вы успели заметить, это определение почти идентично предыдущему, касающемуся «природной злобности», но, на мой взгляд, есть и серьезные отличия. Смелая собака отличается от злобного животного, во-первых, тем, что она не пугается человека, рый пытается ее напугать. Во-вторых, поведенческая реакция в ответ на действия «агрессора» возникает не мгновенно, а по прошествии некоторого времени. В это время собака оценивает ситуацию. И, в-третьих, поведенческий ответ на действия «агрессора» может быть различным. То есть смелая собака не обязательно проявит агрессию. Она может отнестись к действиям пугающего ее человека спокойно, почти нейтрально. Например, проявить избегание без признаков страха, то есть просто отойти в сторону. «С дураками лучше не связываться», - возможно, думает она. Смелая собака может сначала изучить действия нападающего, и только убедившись в том, что он представляет опасность, атаковать его.
     Надо заметить, что среди смелых собак встречаются и собаки, обладающие «злобностью», просто порог страха у них значительно выше. То есть, чтобы напугать их надо очень сильно постараться. Но если вам это удастся, то вы познакомитесь со скрытой до этого времени «врожденной злобностью». В процессе тестирования собаки следует отличать «врожденную злобность» и «врожденную смелость» от «врожденной агрессивности».

2.2. Врожденная агрессивность
     Как вы помните, прежде чем поесть, волку или дикой собаке приходится во время охоты (или поиска пищевых отбросов) сильно потрудиться, экономя силы, избегая травм и столкновений с другими представителями своего вида и хищниками других видов, а также людьми.
     Более эффективной охоте или поиску пищи способствует объединение особей в стаю, размер которой может значительно варьировать в зависимости от размера жертвы и ее вооруженности (опасности и сложности условий среды обитания). Распределение ролей во время охоты, обучение молодняка ее приемам, дележка пищи - все это регулируется рамками корпоративных (социальных) отношений, существующих в стае. Социальное устройство стаи также позволяет более эффективно защищать добытую пищу от представителей других стай своего вида и хищников. Таким образом, в рамках пищевого поведения мирно сосуществуют хищническое, поисковое пищедобывательное, оборонительное и некоторые виды социального поведения.
     По мнению многих ученых, агрессия не является самостоятельным поведением. Она выполняет лишь функцию специального инструмента для разрешения внутренних или различных внешних конфликтов (конкуренция из-за пищи, территории, полового партнера, за лидерство в группе, самооборона, социальное взаимосодействие и т.п.). В обычных условиях жизни, у молодого животного, как только конфликт исчерпан, агрессия (или демонстрация агрессии) прекращается и не возникает в ситуациях вне конфликта. Однако так как агрессивное поведение является одним из инструментов адаптации к окружающей среде, то часть собак потенциально более агрессивны (то есть предпочитают возникающие «споры» решать посредством агрессии), а другие - менее.
     При этом у одних собак может быть выражен один тип врожденной агрессивности, а у других - иной. Например, для кавказских овчарок характерна «территориальная агрессивность», но не у всех представителей этой породы сильно выражена врожденная агрессивность, направленная на защиту социального партнера, например, защиту хозяина. Кавказская овчарка особенно плохо защищает хозяина, когда он является домина нтом по отношению к собаке. У немецких овчарок часто можно видеть обратную ситуацию, они хорошо защищают хозяина, но плохо охраняют территорию.
     Следует заметить, что вероятность проявления «агрессивности» зависит не только от врожденных особенностей собаки, но и от ее воспитания, а также от выраженности биологической основы конфликта - силы базовой потребности (пищевая, половая, и т.п.). Например, у голодной собаки вероятность проявления агрессивного поведения при попытке отнять у нее пищу значительно возрастает.

2.3. Следует отличать приобретенную агрессивность от врожденной истинной агрессивности
     Истинная агрессия сопровождается отрицательными эмоциями собаки. Провоцируя собаку на те или иные конфликты, можно наблюдать различные виды истинной агрессии, различающиеся по характеру проявления. В зависимости от типа конфликта и индивидуальных особенностей собаки, функциональная система организма, обеспечивающая демонстрируемую истинную агрессию, будет обладать различной устойчивостью. Например, у большинства собак агрессия к человеку при конфликте за пищевой ресурс {охрана пищи) носит более яркий и устойчивый характер, а защита хозяина менее. Однако бывает и наоборот. Очень высокой устойчивостью, обычно, характеризуется родительская агрессия, связанная с защитой потомства, а также агрессия, связанная с самообороной.
     Выученная агрессия формируется на базе истинной, и, как правило, сопровождается положительным эмоциональным состоянием собаки. Ярким примером, иллюстрирующим этот вид агрессии, может служить демонстрация работы правильно подготовленной собаки по задержанию «злоумышленника».
     В ситуации внутреннего конфликта можно наблюдать переадресованную, _ или смещенную, агрессию. Это такой вид агрессии, когда собака кусает не обидчика, а его заменитель, например хозяина или какой либо предмет. Особенно характерно проявление этого типа агрессии у возбудимых собак.
     При подготовке собак по защитной службе на базе реальной агрессии обычно оценивают выраженность и различия в характере поведения собаки в ситуации различных конфликтов: за пищевой ресурс, нападение на хозяина, через самооборону ит. п.

фото:О.Майорова, Д.Пушкаревой, ИДМН
Любое копирование и перепечатка материала только с писменного разрешения редакции журнала и ссылкой на источник материала.
Мир собак №5, 2009 год.
     Журнал распространяется в розницу по всей территории РФ. В Москве журнал можно приобрести в магазинах "Сейлс", в киосках АиФ, в магазинах "Хорошие новости", в киосках "Тверская-13", в киосках метро "Робин", в киосках метро "Метропресс", в киосках "Столичная пресса", «Центропечать»


Категория: Журнал "Мир собак" | Просмотров: 2522 | Добавил: _A_X_I_L_E_S_ | Рейтинг: 0.0/0

Поделись новостью с друзьями









Похожие статьи про собак


Последние статьи про питомцев


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Терьертория - всё о терьерах © 2019. Хостинг от uCoz